На сцене музыкального театра - качественно новая постановка

Полные залы, накрепко засевшая в голове финальная партия, восторженные отзывы и недовольное консервативное ворчание… В прошлые выходные на сцене Ивановского музыкального театра состоялась премьера мюзикла-феерии Максима Дунаевского «Алые паруса».

…В этом приморском городишке живут исключительно здравомыслящие люди – грезить надеждами они давно перестали и сосредоточились на «здесь и сейчас». То есть – на грубом быте и непритязательных развлечениях. В общем-то, им ничего не надо, однако  именно здесь случится то, чего в тайне ждет каждая человеческая душа: здесь сбудется мечта. Собственно, зародилась она задолго до появления на свет Ассоль – о любви загадывали и Меннерс, и родители девочки, и каждый рыбак, но только душе чистой и неистовой под силу пройти весь путь до конца.

Все первое действие зритель старается соотнести происходящее на сцене с тем, что когда-то прочитал у Грина. Здесь нужно отдать должное авторам либретто: все сюжетные нюансы достаточно логичны и не вызывают недоумения. Действительно, вполне могло случиться любовное противостояние Лонгрена и Меннерса, а его сыну ничего не мешало увлечься Ассоль. Андрей Усачев и Михаил Бартенев словно извлекают то, что Грин оставил в подтексте повествования, и превращают статичный литературный текст (классическая история об алых парусах – на полчаса театрального времени) в динамичное современное либретто.

Фото: Е.Серкова

И происходит замечательная вещь: знакомый каждой девчонке сюжет приобретает почти философское звучание. Ассоль становится центральной линзой, фокусирующей стремления и желания персонажей: разнообразные, но в сути своей сводящиеся к одному – обрести любовь, жить светло и счастливо. В финале эти сконцентрированные чаяния брызнут ослепительным светом свершившегося чуда, а сам мюзикл предстанет перед нами историей мечты. Интересно, что человеком, лучше всего понимающим Ассоль и в конечном итоге соединяющим сердца героев, становится Мадам, а не Эгль, не Лонгрен и даже не священник: чудеса происходят не в сказках и не на небесах, а здесь, на земле, и творим мы их сами, неистово веря, делая глупости и перекрашивая паруса в бочках с красным вином.

Надо отметить, что «Алые паруса» Дунаевского – довольно популярная у постановщиков вещь. Хвала Интернету, возможность сравнить есть – и оказывается, что ивановская постановка – одна из лучших. Конечно, найдется и где головой покачать: то хор «не попал в ноты», то действие слишком насыщенно, то героиня «спела опереточным голосом, а это же мюзикл», то Грей чересчур стар (или молод). На наш взгляд, это лишь рабочие или чисто субъективные моменты, с лихвой окупающиеся достоинствами постановки, прежде всего ее  нравственной и технической лаконичностью.

Режиссер-постановщик, главный режиссер театра Антон Лободаев мастерски обошел все неоднозначные моменты либретто: в ивановских «Алых парусах» нет ни вульгарных телодвижений, ни вызывающих костюмов – даже в сценах в легкомысленном заведении Мадам. И это делает мюзикл приемлемым для юношеской аудитории: может быть, «12+» и несколько смело, но14-15-летним сходить на «Алые паруса» будет полезно.

Техническая сторона постановки сработана изобретательно и профессионально, нужно отдать должное: здесь использованы все возможности сцены музыкального театра. Отдельные комплименты – осветителям, сделавшим ивановский мюзикл действительно феерией. На протяжении всего действия на площадке минимум декораций: только помост, маяк и паруса-экран, меняющие цвет и рисунок. Сцена вращается – и каждый поворот сюжета знаменуется буквальным поворотом декораций. Такая условность не напрягает, более того – позволяет сосредоточиться на перипетиях действия. Постановка не ограничивается пределами сцены – и даже границами между мирами: ключевые эпизоды с Ассоль и Греем отчасти переносятся в зал, а в самые драматичные моменты появляются призраки Меннерса-старшего и матери Ассоль.

Что касается собственно действия, то уже к концу первого отделения зритель захвачен им настолько, что от воспоминаний о первоисточнике остается только вера в счастливый конец. Велика заслуга в этом и артистов, воплотивших авторский и режиссерский замысел со всей полнотой своего таланта. Неподражаема Ирина Медведева в роли Ассоль, драматичен заслуженный артист России Владимир Кочержинский, сыгравший отца Меннерса, нежны и трогательны Наталья Леляева и Ирина Смолева (Мэри).
 
Фото: Е. Гордеева

Мнения зрителей относительно Эгля, Грея, Лонгрена и Меннерса-младшего несколько разделились: в разные дни их играли разные исполнители, и зрители отдавали предпочтение «своему». Кто-то спорит, какой Эгль сказочнее: в исполнении Александра Серкова или заслуженного артиста России Валерия Пименова. Другие сражаются за лучшего Лонгрена (Дмитрий Бабашов и Дмитрий Сиянов), а третьи уверяют, что Владимир Троценко гораздо органичнее, чем Сергей Коблов воплощает образ Грея.

 Четвертые доказывают, что все как раз наоборот. Право слово, оставим споры театральным критикам. Не так важно, какой актерский состав выйдет в конкретный вечер. Куда важнее, что на ивановской сцене появилась качественно новая постановка, которую уже полюбили и сами артисты, и зрители. А если вы еще не видели «Алых парусов» - сделать это можно 19 и 26 мая. И помните: чудеса происходят – здесь, на земле, и всегда вовремя.

 

Галавное фото к статье: Р. Федченко

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам