Аттракцион заработает 1 мая
Отключение тепла начнется 25 апреля
Она объединила более 500 студентов высшего и среднего профессионального образования
Вывезено около 90 процентов собранного мусора
Интервью с губернатором Ивановской области Павлом Коньковым

Этой осенью исполняется три года с момента назначения и два года с момента выборов губернатора Ивановской области. Накануне этой даты мы встретились и побеседовали с Павлом Коньковым о том, что сделано за эти годы и что еще предстоит сделать. 

 

-  Павел Алексеевич, как бы вы оценили ситуацию в области: стало лучше за эти годы, хуже или мы находимся в зоне стабильности?

- В целом я оцениваю ситуацию в регионе как стабильную. Другое дело, что макроэкономическая и бюджетная ситуация в значительной мере усложнились. Про макроэкономику, говорить, наверное, не надо. Что касается бюджетной ситуации, то еще четыре года назад Минфин изменил методику расчетов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. И Ивановская область потеряла на этом 2 млрд рублей (при бюджете в 30 млрд рублей). Приведу пример. Когда у нас была очень острая ситуация на Петровском спирткомбинате, мы выплатили часть долгов по заработной плате из бюджета. Хотя это не являлось нашей прямой обязанностью. Сегодня в моих руках этих инструментов существенно меньше.

Но бюджет Ивановской области, безусловно, социально направлен, и в части социальных обязательств нам сегодня удается выдерживать параметры, которые заданы и указами президента, и планами правительства. И сегодня мы ставим себе задачу: прежде всего выполнять социальные обязательства.

- Чего нам ждать от бюджета 2017 года? Какие параметры региональное  правительство предлагает?

- Ни для кого, наверное, не тайна, что бюджет Ивановской области во многом зависит от трансфертов из федерального бюджета. В таком же положении бюджеты многих регионов. Правительством Ивановской области проделана достаточно большая работа, представлены необходимые обоснования в федеральный центр. В ближайшее время мы получим бюджетный кредит от Российской Федерации и заменим часть наших коммерческих кредитов. Это снизит наши расходы в следующем году на 600 млн рублей. Но при этом мы заключаем достаточно жесткие соглашения с Минфином, и они нам диктуют определенные параметры по снижению дефицита бюджета и т.д. На первый взгляд, это должно привести к снижению наших расходов. Но сегодня Российской Федерацией приняты определенные решения по этому поводу, и бюджет Ивановской области должен получить несколько увеличенную дотацию. В октябре Правительство РФ внесет бюджет в Государственную думу. И после этого мы получим сведения о том, какой будет дотация, и сможем определить параметры бюджета региона. Каких-то катаклизмов я не ожидаю.

– Но ведь экономить все равно придется. На чем?

– Оптимизацией бюджета мы заниматься будем. Начинаем с себя. Я в этом году сократил численность аппарата управления на 10%. Мы уже много лет не повышаем зарплаты работников управления. Например, зарплата губернатора стабильна 10 лет, несмотря на инфляцию.

Серьезная возможность экономии, над которой мы работаем, – платежи в Фонд обязательного медицинского страхования. Мы ежегодно выплачиваем в ФОМС 4 млрд рублей за неработающее население. При этом аналитика показывает, что реально неработающих гораздо меньше. По моей оценке, мы переплачиваем около 500 млн рублей в год. С этим нужно работать.

Есть у нас определенные резервы и в налогах на имущество. Например, большое количество частных домов, которые считаются недостроем, хотя на самом деле в них уже живут. Мы обязательно проведем инвентаризацию.

Если нам удастся переломить негативный тренд в экономике (а основания для оптимизма есть, анализ показывает, что текстильная и легкая промышленность в условиях кризиса чувствуют себя неплохо), то мы сможем рассчитывать и на увеличение налогов.

Мы работаем и над пополнением доходов бюджета, и над сокращением расходов. Но даже в мыслях у нас нет тронуть зарплаты бюджетников. 

- Ивановская область в этом году по итогам выборов провела в Госдуму трех депутатов. Какие задачи вы поставили перед ними?

-  Первое – это бюджет. Работа наших представителей будет эффективной, если они научатся объединять усилия с депутатами из других регионов. Тогда их слово станет значимым.

- На прошлой неделе официально была запущена процедура избрания нового главы города Иванова. Первый вопрос в связи с этим: не считаете ли вы, что стоит перейти к прямой выборности глав? И второй: главу города депутаты Ивановской городской думы выберут по результатам предварительного отбора конкурсной комиссии? Сейчас уже понятно, кого лично вы будете поддерживать?

 - Прямые выборы глав, с одной стороны, кажутся очень привлекательными. Но мы должны отдавать себе отчет, что в больших муниципалитетах желающих на пост главы будет много. И может сложиться ситуация, когда выиграет хороший политик, трибун, интересный, яркий человек, который окажется никаким хозяйственником. И что с ним делать? Механизма отзыва практически нет. Чтобы лишиться должности, мэр должен нагородить такого, что против него ополчатся суд и прокуратура.

Процедура, которая принята на территории Ивановской области, казалось бы, менее демократична. Глава выбирается депутатами городской думы. Но это люди, которые вращаются в политике достаточно давно, хорошо представляют себе город и его нужды. И несут ответственность перед своими избирателями. Поймите, ни один губернатор не заинтересован в том, чтобы в областной столице сел негодный руководитель.

– Можете назвать кандидатуры, которые вы будете поддерживать?

-  Я сегодня остановился на четырех кандидатах. Но я не зациклен на них.  Есть много людей, по которым можно делать благоприятный прогноз. В идеале глава города – это крепкий хозяйственник, он должен представлять себе инфраструктуру города, работу промышленности, сотрудничество с инвесторами, вопросы выделения земли и т. д.

Поскольку и в регионе, и в стране в целом достаточно остро стоит вопрос коррупции, я запустил нескольких кандидатов на проверку правоохранительными органами. Для меня очень важно, чтобы эти люди были чисты. И чтобы в дальнейшем не было сюрпризов. Называть сегодня фамилии я не буду. Потому что у каждого есть не только друзья, но и враги. Наш политический бомонд устроен так, что непременно начнутся разговоры, попытки повлиять на ситуацию. В конечном итоге принимать решение будут депутаты гордумы. Ждать недолго, скоро все узнаем.

- Каковы прогнозы по работе промышленных предприятий области, которые испытывают трудности: «Автокрана», «Тепличного»?

- Самая острая ситуация сложилась на заводе «Автокран» - крупнейшем машиностроительном предприятии региона. Досадно то, что оно прошло реконструкцию, имеет современное оборудование, но в декабре 2015 года владельцы не нашли понимания со «Сбербанком», остановился процесс производства, произошел коллапс. Правительство региона к решению этого вопроса подключилось сразу. Я лично неоднократно встречался с министром промышленности и торговли РФ, с руководителем «Сбербанка», с другими чиновниками. На сегодняшний день определен инвестор, «Сбербанк» серьезным образом настроен на сотрудничество с ним. Конечно, двухлетнюю ненормальную работу предприятия в одночасье не компенсируешь. Но движение наметилось. Мы будем следить за ситуацией, нам предложили дать свою кандидатуру в совет директоров, и я направил туда своего заместителя – Светлану Валентиновну Давлетову.

 «Тепличный» находится в процедуре банкротства. Скорее всего, он будет продан единым комплексом. Наибольшую ценность имеют земли, которые можно использовать, в том числе и для жилищного строительства. А тепличный комплекс, вероятно, будет отстроен заново неподалеку. С учетом появления новых технологий это разумнее, чем переоборудовать старые помещения, которые не реконструировались 30 лет. Появился инвестор, который рассматривает вариант возрождения производства, мы решаем вопрос с выделением земли. Это не новичок на рынке тепличного хозяйства, и перспективы у него есть. Проект по выращиванию овощей реализует и компания «РИАТ».

- А что с комбинатом синтетического волокна: когда можно ожидать отдачи от него и в чем она для области будет выражаться?

- Проект выходит на финишную прямую. Найдены все поставщики, субподрядчики, западные банки для их финансирования. Итогом работы должно стать рассмотрение на наблюдательном совете ВЭБ, который возглавляет Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.

Хочу сказать, что основная цель – не комбинат. Основная цель – чтобы продукция комбината перерабатывалась на территории области. И мои встречи с текстильщиками доказывают: комбинат ждут. Предприятия, которые перерабатывают синтетическое волокно, в регионе уже есть. Сегодня они по-разному решают вопросы с сырьем, но с появлением комбината смогут выйти на новый уровень.

– А кто будет строить комбинат и кто будет им владеть?

Инвестор на сегодня есть, это не «Роснефть» и не «Сибур», но тоже очень богатые люди… Фамилии я называть не уполномочен, да они ни о чем и не скажут большинству людей. Генеральный подрядчик – чешская фирма, поставщики оборудования – немцы. Понятно, что чехи сюда строить не приедут, субподрядчиков они будут искать здесь. Да уже само освоение на территории области крупной суммы – это серьезные поступления в бюджет.

- Как будет развиваться ситуация с ремонтом и строительством дорог, развитием транспортной инфраструктуры?

- В отношении дорог для нас особый приоритет сегодня составляет областной центр. У него до сих пор нет объездной дороги. И большегрузный транспорт идет через центр города. Отсюда – неудобства, пробки, там, где их могло бы не быть. Сегодня мы заканчиваем участок, связывающий Костромскую трассу с Тейковской. И надеемся с помощью федерального центра взяться за строительство участка на ул. Станкостроителей.

Что касается транспорта, я всегда себе отдавал отчет, что в плане транспортной доступности Иваново проигрывает другим регионам. Не первый год обсуждаем вопрос организации скоростного железнодорожного сообщения с Москвой (добираться по железной дороге за 300 км 7,5 часа в 21 веке – это абсурд). С точки зрения перспективы в районе Суздаля должна пройти скоростная железная дорога Москва - Казань. Возможно, даже там будет отводок на Иваново. Если это будет реализовано в разумные сроки, мы получим скоростное сообщение. Продолжим развивать воздушное сообщение, движение водного транспорта по Волге, без которого немыслимо развитие туризма.

- Традиционно больше всего жалоб людей вызывает медицина. Удалось ли переломить ситуацию? Многие ли главврачи получили губернаторскую антипремию, то есть лишились своих премий из-за жалоб пациентов?

- Ситуация стала несколько лучше, будем честными. Ввели электронную запись, увеличили мощности регистратур, где-то создали колл-центры. Технологическое обеспечение поликлиник сегодня на высоком уровне. Другое дело, что вопрос коммуникации врачей и пациентов в одночасье не решить.

Но мы реально ввели систему оплаты труда главных врачей с учетом жалоб населения. И, как меня проинформировали, 72% главврачей региона не получили премии. Если вам кажется, что вы работаете хорошо, а пациенты другого мнения, мы будем на стороне пациентов. Причем мы замечаем, что требования  людей растут. То, что вчера устраивало, сегодня устраивать перестает. И это нормально.

- Какие проекты, решения вы как губернатор отметили бы особенно за минувшие три года?

– Ивановская область (это подтверждают мои встречи с президентом) неплохо выглядит с точки зрения демографических показателей, у нас хорошие результаты в образовании, в частности, мы неплохо отработали проект модернизации системы дошкольного образования. С некоторыми проблемами у нас идет переселение людей из аварийного жилья. Но я  уверен, что мы с этой задачей справимся. Так что, помимо реакции на кризисы, за плечами у нас немалая и эффективная работа. Я в целом доволен итогом работы правительства.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам