Акция «ЕГЭ для родителей»
Юбилей отмечает почетный гражданин города Иванова, у которого в трудовой книжке всего одна запись о приеме на работу
Определены абсолютные победители - обладатели кубка "Юный лыжник"
Это связано с разрушением деревянного защитного ограждения вдоль одного из зданий
Ответный поединок 30 марта в Ногинске
На второй этап выделено порядка 11,5 млн рублей
Актриса драматического театра отметила юбилей

- Когда меня спрашивают, есть ли какие-нибудь роли, о которых я мечтала, а не случилось, я отвечаю: "Не знаю", - мы беседуем с заслуженной артисткой РФ Галиной Лобачевой. На днях актриса Ивановского драматического театра отметила свой профессиональный и жизненный юбилей, а потому у нас появился прекрасный повод взять у Галины Васильевны интервью.

- Думаю, что мечтать в нашей профессии бесполезно, - рассуждает актриса. - Ведь зачастую ты и сам не знаешь, кто ты и на что способен. Порой роли сами находят тебя, и, поверьте, у меня были такие роли, о которых я даже мечтать не могла. Например, Королева Елизавета в "Марии Стюарт" Шиллера, Сэвидж ("Странная миссис Сэвидж"), Бабушка ("Деревья умирают стоя")! Вот была школа! Или Марья Александровна в "Дядюшкином сне" по Достоевскому. Классика. Сыграны и роли не менее важные для меня: Надя ("Любовь и голуби"), Калугина ("Сослуживцы").

Мне не на что жаловаться. Я артистка характерная, а это ведь самое благодатное амплуа - можно сыграть и то, и это.

- Неужели не было ни одной роли, о которой вы мечтали?

- Был случай, - улыбается Галина Васильевна. - Когда в театре решили ставить спектакль "Сослуживцы" (он шел потом много лет и был очень любим зрителями), я прочла пьесу и буквально заболела ею. Тогда я говорила себе: "Если я нужна театру, если меня правильно видят и оценивают, то я обязательно должна сыграть роль Калугиной (Мымры)". Буквально потеряла покой, когда ждала распределения... Я получила эту роль и до сих пор с большим удовольствием вспоминаю работу в этом спектакле в партнерстве с Львом Викторовичем Раскатовым.

- А с чего же все началось? Как вы решили связать свою жизнь с театром?

- Когда я училась в старших классах, у нас в городе (а я родилась и жила в Новосибирске) открылся Народный театр. Я узнала, что в нем уже играют мои друзья и можно прийти туда - попробовать свои силы. Я и пошла. Более того, я хорошо знала литературу, с удовольствием читала стихи, за что учительница всегда хвалила меня. Она часто водила нас в театры, потом обсуждала с нами постановки. Все это привело к тому, что я увлеклась театром и была даже известной артисткой в своем околотке, - смеется Галина Васильевна. - Правда, тогда я занималась этим в свое удовольствие, не думая о профессии. А когда в Новосибирске открылось театральное училище, решила пойти туда. Правда, сначала меня ждала неудача. Думая, что поступлю так же легко, как и в Народный театр, я отправилась туда совсем не подготовленная... В результате - не поступила. Тогда я поняла, что нужно серьезно готовиться.

- Вы помните свой дипломный спектакль?

- Да, их было два. Постановка "Деревья умирают стоя". Вы не поверите, я там играла Бабушку. Это замечательная роль мирового уровня - многие пожилые актрисы (я подчеркиваю!) хотят сыграть ее. Я же получила ее в 23 года. Как мне сказал режиссер, "Галя, ты же взрослый человек, кому я еще эту роль буду давать, девчонкам, что ли?". Почему-то я казалась тогда всем очень взрослой и серьезной. Сделала я эту роль благодаря своему педагогу и режиссеру театра "Красный факел" Алексею Александровичу Малышеву. Не могу сказать, что на следующее утро я проснулась знаменитой, но очень много добрых слов было сказано в адрес спектакля. С ним мы часто выезжали на разные площадки и даже играли на сцене театра "Красный факел", куда зрители с удовольствием приходили посмотреть на будущих актеров. А второй дипломный спектакль - "Такая любовь" по пьесе чешского драматурга Павла Когоута, где я исполнила роль Лиды Петрусовой.

- Вы сказали, людям было интересно посмотреть, что сделала молодежь. А сейчас молодежь другая?

- Она изменилась тем, что у каждого теперь по смартфону. Когда говоришь - вот, прочти книгу, такое-то издание (Галина Васильевна преподает сценическую речь в Ивановском колледже культуры, и в этом году у нее будет уже пятый выпуск. - Прим. авт.), они отвечают, мол, у меня все вот здесь. Сначала меня это сильно выбивало, а потом я подумала: ну что поделаешь, время такое. Лишь бы читали. А вообще-то они во многом такие же, тоже мечтают стать актерами. Хотя пока у них очень наивное представление о нашей профессии - какое-то праздничное и радостное. И когда они впервые сталкиваются с проблемами (я говорю о своем предмете), то озадачиваются. Но это все поправимо - педагог поможет, нужно лишь усердие самого студента. Не зря же говорят: научить быть актером нельзя, а научиться можно.

- Есть такое понятие, как магия голоса...

- Голос - одно из самых сильнейших и важнейших выразительных средств актера. Чем он богаче, выразительнее, шире по диапазону, тем лучше. И замечательно, когда есть голоса, которые можно развивать. Магия голоса действительно существует, однако злоупотреблять им тоже не годится. Актер на сцене в первую очередь должен действовать.

- Вы согласны, что профессия актера обязывает его выходить на сцену в любом состоянии (самочувствии)?

-Конечно, если только ты не настолько страдаешь, что прикован к постели. Такое поведение свойственно актеру. Это и любовь к своей профессии, и ответственность за роль, а самое главное - зритель же пришел! Профессия превыше всего, безусловно. И если этого ощущения нет, то надо просто уходить, потому что театр требует человека практически целиком. Если хочешь заниматься этой профессией, то от многого нужно отказаться. Это своего рода фанатизм.

- А талант? Вы считаете, его можно растратить, растерять?

- Растратить можно все. Но если взять себя в руки, думаю, его можно восстановить. Но бывает ведь и такое, что человеку негде применить свой талант. К сожалению, у актеров в возрасте очень мало ролей. Театр - вообще дело молодое. Грустно, когда есть талант, появляется опыт, а молодость уходит. Не все режиссеры сейчас стремятся найти роли для актеров в возрасте.

- Галина Васильевна, а как, на ваш взгляд, должны строиться отношения в дуэте актер - режиссер?

- Конечно, нам бы хотелось, чтобы и режиссер точно знал, куда, зачем и почему нас ведет, и актер мог что-то привносить в роль, оживлять ее, пропускать через себя. Но бывает по-разному, и на деле мы частенько сталкиваемся с режиссерским диктатом (хотя это неудивительно, ведь актеры - исполнители, а в конечном счете за все отвечает режиссер).

- Были режиссеры, с которыми вы работали на одной волне?

- Когда я начала служить в Ивановском драматическом театре, очень нравилось работать с Константином Барановым, Борисом Соловьевым. Мне вообще ближе режиссеры школы реалистической, психологической - традиционной для русского театра. Правда, есть очень талантливые режиссеры, владеющие яркой формой. У нас, например, ставил Феликс Берман. Вначале мы принимали его с каким-то протестом, казалось, что он тянется только за формой. Но, когда в процессе начинали репетировать, втягивались и со временем понимали, что он прав. В искусстве ведь очень важно не только ЧТО, но и КАК.

- В современном театре, мне кажется, есть перекос именно в сторону формы.

- Авангардизм был всегда, но сейчас бог знает что творится. Порой я думаю, что театр в каком-то тупике. Иногда смотришь спектакль и думаешь - зачем? Зачем у Чехова героиня пьет самогонку или актеры голые ходят? Что это дает в понимании чеховской драматургии, персонажа? Ведь когда содержание и форма в единстве, все равно на первом месте должно быть содержание.

- Откуда вы черпаете вдохновение?

- Вдохновение в театре должно возникать с третьим звонком. Это уже профессиональное, когда даешь себе установку, делаешь выдох и... на сцену.

- У вас уже нет страха сцены?

- Бывает страх, все ли получится, особенно часто это бывает на премьерах. Поэтому знатоки театра обычно приходят на пятый-десятый спектакль, когда нет лишнего нерва, актеры работают в удовольствие.

- А актеру нужно одиночество?

- Думаю, что да. И одиночество, и тишина иногда. Как-то я отдыхала в Плесе, и мне нравилось одной долго смотреть на Волгу, сидя прямо у воды. В городе ты не поймаешь этого ощущения .... Идет мыслительный процесс (смеется)... Оживают воспоминания, и хорошо мечтается.

- Эти воспоминания счастливые?

- Иногда я думаю, могло ли быть по-другому? Могло. Могло ли быть лучше? Могло. Но я не могу жаловаться на жизнь. Я везучий человек. У меня замечательная семья, замечательный муж Виктор Павлович Лобачев, я занимаюсь любимым делом. Это счастье!

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Пухляш» и «Безразмерный» – вне закона 

Осторожно: появились непроверенные семена

Где жить будем?

«Семейную ипотеку» планируют продлить до 2030 года

Право на права

С 1 апреля в России изменятся правила получения водительских прав

Вторжение в личное пространство?

В этом году ивановских школьников снова проверят на наркотики

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам