Захотелось приехать...
О Константине Борисовиче Васильеве отзываются как о человеке совершенно неугомонном. Кипучий, эмоциональный, он способен и обидеть - иной раз его студентам приходится нелегко. Но в конечном итоге ему остаются благодарными: за продуктивную критику, за точно найденное слово, за бесконечный творческий поиск.
В Доме художника (пр. Ленина, 45) продолжается его персональная выставка "Еще не вечер!..", приуроченная к 70-летию. Экспозиция ретроспективная, включившая в себя более восьмидесяти работ разных лет, - здесь и многофигурные композиции, и пейзажи, и натюрморты, и ню, и портреты. "Каждое его произведение отличается своеобразными авторскими посылами, ненавязчивой философичностью, где угадываются и ирония, и юмор, и романтичность, тонко сплавляется реальность и символ. Самое важное, что объединяет все произведения художника, - это проникновение в образы, ощущение исповедальной правды перед зрителем, что невозможно не почувствовать", - отмечают организаторы выставки.
Константин Васильев пробует себя в разных жанрах. Но за что бы он ни взялся, работы его неизменно лиричны. Художник всегда стремится уловить некий образ или настроение, которое было бы понятно каждому зрителю: воспоминание о блаженном рождественском ничегонеделании, о том, каким разным может быть один и тот же вид за окном, или о том, как широко и спокойно распахиваются перед взором волжские просторы...
Его работы - всегда эксперимент. Задумывая тот или иной сюжет, художник ищет способ сделать зрителя сопричастным ему, ищет ту деталь, которая вызовет резонанс, заставит улыбнуться и вспомнить что-то свое, бесконечно близкое. В пейзаже это может быть притаившийся на окошке кот, растрепанный буйно цветущий куст, ярко-красный трамвай, забытый на заборе горшок... В работе "Победный май" такими деталями стали аккуратно сложенная гимнастерка и неровный загар отдыхающего в тени цветущих вишен солдата: коричневое лицо и руки до локтя, белое, забывшее о живительном солнце тело. Он еще не решается коснуться босыми ногами земли, которую отвоевал, но уже полнится ее вечной силой...
Еще больше свободы и иронии у Васильева в его ироничных зарисовках "из жизни автора". Здесь он играет и жанрами, и композицией, художник рассказывает истории-анекдоты, впрочем, зритель сам придумывает забавные сюжеты про то, как однажды художник Васильев (портретное сходство налицо) смастерил лодку или вместе с мольбертом чуть не был опрокинут обезумевшим котом. Похожая тональность и в его библейских сюжетах. Они кажутся иллюстрациями к народному переложению Нового Завета, пространственно-временные границы размываются, и все события жизни Христа проходят на фоне русских пейзажей, как будто одновременно сейчас и две тысячи лет назад.
...Попадая в пространство экспозиции, оказываешься во власти странного чувства: будто находишься в вагоне трамвая, а за его окнами проносятся плесские пейзажи, ивановские улочки, веселые и лиричные люди... И просыпается светлая ностальгия по чему-то далекому, бывшему или несбывшемуся, или вовсе придуманному. И хочется обязательно приехать в этот добрый город.
***
Константин Васильев родился в 1947 году в городе Наволоки. В 1971 году окончил Ивановское художественное училище, в 1979 году - Московский полиграфический институт. С 1981 года работает преподавателем Ивановского художественного училища им. М.И. Малютина, заведует отделением "Дизайн-графика". В 1992 году художнику присвоено почетное звание "Заслуженный работник культуры РФ". С 2000 года - член Союза художников России.