Мэр Владимир Шарыпов обсудил с подрядчиком укрепление поврежденного участка набережной
II полуфинал конкурса 
На проведение мероприятий по обращению с животными без владельцев выделено 7,93 миллиона рублей
Акция «ЕГЭ для родителей»
Юбилей отмечает почетный гражданин города Иванова, у которого в трудовой книжке всего одна запись о приеме на работу
Определены абсолютные победители - обладатели кубка "Юный лыжник"
августовский педагогический совет

У августа - последние деньки, но уже скрылась за горизонтом его особая примета - наша свобода от многих не-летних повседневных дел и забот... Не зря же говорят, что первое сентября начинается в конце лета? По крайней мере, для многих из нас, и связано это с наступлением - по всем фронтам - нового учебного года... И, естественно, с всесторонней подготовкой к его успешному старту.

Готовность школ, детских садов, учреждений дополнительного образования принять детей при полном своем параде, «похудевшие» за лето школьные базары, последние закупки канцтоваров, которые с трудом вмещаются в уже туго набитые портфели и рюкзаки... И, конечно же, традиционные августовские совещания, призванные настроить всех участников учебного процесса на волну выполнения задач, стоящих перед муниципальным образованием. И не только в свете реализации весьма емкого закона «Об образовании в Российской Федерации», но и в ближнем свете интересов родителей и детей, во все времена желавших и желающих «определиться» в лучшую на свете школу. В канун большого августовского педсовета - наше интервью с начальником управления образования администрации города Иванова Еленой Александровной ЮФЕРОВОЙ.

Педсовет как точка роста

- Елена Александровна, на чем строятся концепция и конструкция каждого августовского педсовета, который ежегодно собирает ивановское управление образования?

- Главный педсовет - это территория ответов на глобальные вопросы: «Как мы работаем? Куда мы движемся?» И это точка роста, определяющая перспективы, расставляющая акценты... Сквозная тема совета, его приоритеты во многом определяются практикой и итогами минувшего учебного года и пониманием, что наша самая главная общая цель и всегда, и сегодня – сделать все, чтобы каждый учитель любил учить, а каждый ребенок – учиться.

Как, какими путями, с какими критериями качества решения такой сверхзадачи мы можем выйти на результат? Всегда хочется, чтобы вопросы такого плана обсуждал именно совет, чтоб на нем звучали не доклады и отчеты, а мысли вслух, и были услышаны разные, даже самые полярные точки зрения по одному и тому же вопросу. Ведь это позволяет выверить правильность позиций управления образования в целом...

Равные возможности – индивидуальный подход

- Каждый год городской педагогический форум на старте нового учебного года выбирает свою сквозную тему...

- В нынешнем году она официально звучит так: «Муниципальная система образования – территория равных образовательных возможностей»...

Образование не может не учитывать, что в школы приходят дети не «среднестатистические», а очень разные. По возрасту, национальности, уровню достатка, способностям, состоянию здоровья. Есть дети «группы риска», есть одаренные дети, - значит, и тем и другим нужно создавать особые условия. Иногда трудно представить, насколько по-разному люди живут и справляются с жизненными проблемами. Но мы должны быть готовы работать с каждым ребенком, который приходит учиться, и никогда не забывать: не ученик для школы, а школа для ученика.

Сверхзадача учителя – научить учиться и вывести на свой результат каждого ребенка. Сверхзадача руководителя - создать все условия для того, чтобы учитель с ней справился. Это материально-техническая и методическая помощь, также серьезным фактором является создание в коллективе позитивной атмосферы: поддержка, мотивация кадров, умение поощрить и вовремя заметить развитие, организация обязательного психологического сопровождения. Директор устанавливает высоту планки, вдохновляет, все замечает, все контролирует...

Эффективность управления - залог решения очень многих задач. Один из рычагов - управляющий совет, он объединяет директора, учителя, родителей, в него входят и старшеклассники. От директора зависит, является ли управляющий совет формальным или же это живой, действующий орган школьной жизни? Конечно, в каждой школе есть протоколы заседаний, но, бывает, на деле члены управляющего совета могут даже не знать о его существовании. Наладить работу и запустить механизм очень сложно, но если он запущен, он становится мощнейшим подспорьем в работе руководителя. Чтобы это подспорье заработало в каждой школе, на августовском педсовете мы предложим провести в новом учебном году форум управляющих советов, своеобразный «совет советов».

Обязательно будем говорить и о роли независимой оценки качества образования – это не какая-то формальная процедура, а реальный взгляд на нашу школу со стороны общества: как мы выглядим с этой стороны? Нюансов много. Ведь каждый год мы до сих пор сталкиваемся с критериями, по которым родители определяют, какая школа «подходит» их ребенку не по приближенности к дому, а по ее рейтингу. И на педсовете мы будем обсуждать проблему, что сделать, чтобы для каждой семьи самой лучшей стала школа, до которой несколько минут ходьбы, а не транспорт с двумя пересадками...

- Услышим лучших?

- Школа № 18 поделится опытом работы в многонациональном детском коллективе. Это сегодня важно для доброй половины наших школ. Ведь возникают совершенно новые проблемы, например русский язык как неродной. А как сдать ЕГЭ, если человек плохо владеет русским языком? Другой аспект педагогического внимания – одаренные дети. Здесь есть что рассказать и показать лицею № 33, владеющему секретами создания условий для успеха ребенка и развития его одаренности, что тоже должно стать актуальным для всех школ.

Интересно будет проанализировать первые, но уверенные шаги нашего первого педагогического класса: он выпускается в новом учебном году в 7-й школе. Очень важно обобщить результаты ее опыта: дети действительно ориентируются на профессию учителя! К слову, появилась реальная возможность целевого приема в ИвГУ на педагогические специальности. Буквально на днях в моем рабочем кабинете произошло историческое событие: две девушки, Алена Смирнова и Анастасия Павлова, выпускницы 32-й гимназии и школы № 1, заключили договор с госуниверситетом о целевом обучении и стали его студентами. Их обучение оплатят город и регион, спасибо за такое объединение возможностей. В договоре прописано: завершив учебу в вузе, девочки придут на работу минимум на три года в свои школы. На церемонии заключения договора были директора школ, их рекомендовавшие, и родители девочек – очень счастливые.

На предыдущих педсоветах мы уже принимали на вооружение опыт работы школы № 2 с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Здесь успешно прописалось – на постоянной основе – дистанционное обучение инвалидов-опорников. Сейчас круг внимания к особенным детям расширяется, в частности речь о детях с синдромом Дауна и расстройствами аутического спектра.

- А насколько решаем вопрос об обучении таких детей?

- Сегодня распространяется практика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья или с расстройствами аутистического спектра в обычных школах. Это одна из самых сложных проблем системы образования: мы обязаны создать им особые условия. В сорока процентах школ нашего города уже есть элементы доступной среды: пандусы, туалеты. сенсорные комнаты… Но не везде есть дети с ограниченными возможностями. Потому что требуется много больше: индивидуальное сопровождение тьютера, комнаты психологической разгрузки, щадящий режим обучения...

Сейчас в 58-й и 64-й школах есть ребята-аутисты. Первая задача - принять их, вторая - обеспечить развитие. Мы хотим, чтобы они не просто сидели в классе, а именно обучались, чтобы у них была динамика образовательных достижений, чтобы учитель уделил им столько внимания, сколько им требуется. Сделать это крайне сложно. Вообще, есть очень интересная практика – ресурсный класс. Объединяют в группу пять-шесть таких ребят, они какое-то время обучаются каждый по своей траектории. На некоторые уроки они выходят в общий класс и занимаются по общеобразовательной программе. На развитие такого проекта нужен иной норматив финансирования, и пока нет возможности взяться за него в полной мере. Но мы работаем в этом направлении.

Не ученик для школы, а школа для ученика

- Равные условия для школ, для детей, для учителей… Задача не из легких. Что уже радует на таком пути?

- В муниципальное образование стали приходить молодые кадры. Даже есть семейные пары. Растут рейтинги школ, которые мы когда-то называли малокомплектными. Сейчас этот «статус» неактуален: например, самая маленькая школа города, 25-я, набрала в этом году не один, а два первых класса.

Успешно работает «Городская служба психологического сопровождения». Думаем, как вернуть в каждую школу психолога. От умного специалиста в этой сфере может зависеть «погода» и в детском, и в педагогическом коллективе. Набирает обороты работа с одаренными детьми, в том числе и академическая. «Штрих к портрету»: если раньше на летнюю творческую смену на Рубском озере (а их уже было одиннадцать) попадали в основном ребята из небольшого ряда школ, то теперь их география значительно расширилась. Такое «уравнение» - не случайность, и оно не может не радовать. В общем, возвращаемся к той же точке отсчета: необходимо в каждой школе, в каждом классе создавать условия для постоянного обмена опытом, и не только на своей территории. И честно, творчески работать с каждым ребенком. Бывает еще, когда правдами и неправдами педагоги (!) пытаются избавиться от ученика, который «портит картину» общей успешности и хороших показателей.

- Елена Александровна, в чем главная причина того, что некоторые дети не успевают осваивать школьную программу?

- Иногда мы можем просмотреть, что у одного из первоклассников есть проблемы с усвоением материала. Со временем пробел растет, ребенок становится агрессивным: он не понимает, чего от него хотят. Вдумайтесь: ребенок не успевает. Не успевает по какой-то причине. Дети могут находиться в неравных условиях от рождения. Психомоторная функция, концентрация внимания, скорость мышления, уровень тревожности. И чем раньше мы поймем и определим, почему ребенок отстает, тем лучше. Проблемы в семье? А может, вместе с ним нужно просто лишний раз повторить пройденное? И не потому, что он плохой, просто у него такая скорость восприятия. Индивидуальный подход меняет ситуацию и дает совершенно другие результаты. И он должен стать педагогической нормой. Иначе не успевающему в школе ребенку грозит участь стать неуспешным человеком во взрослой жизни. Пути решения этой проблемы станут красной нитью предстоящего педсовета.

P.S. Интервью завершилось радостной информацией. Сюрприз к началу учебного года: в городе на базе Центра профориентации и развития «Перспектива» начнет работать настоящая детская студия мультипликации! И еще: если на сей раз августовский педсовет пройдет в хорошо отремонтированном актовом зале ЦРДО, то не за горами осуществление еще одной мечты начальника управления образования нашего города - в 2018-м его участники соберутся в стенах технопарка «Новации». В настоящее время правительством Ивановской области направлена заявка на участие в федеральном конкурсе по созданию детского технопарка «Кванториум».

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Пухляш» и «Безразмерный» – вне закона 

Осторожно: появились непроверенные семена

Где жить будем?

«Семейную ипотеку» планируют продлить до 2030 года

Право на права

С 1 апреля в России изменятся правила получения водительских прав

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам