На время автопробега, эстафеты, велопарада и салюта
"Энергия-Фарм" не вошла в тройку сильнейших
Отделение СФР предоставило гражданам Ивановской области семь собак-проводников 
Заведующая детским садом № 192
В августе наши отряды искали в Новгородской области солдат, не вернувшихся с войны

Мне не повезло - не удалось в августе 2017-го поехать с поисковиками в Новгородскую область «поднимать» солдат, которых не похоронили с войны. А друзья уехали. Друг за другом - два отряда: ивановский «Поиск» командира Виктора Егорова и юрьевецкий «Родник» командира Александра Липина.

 

Как провожают поисковиков

По традиции отъезжающих на вахту провожают те, кто не едет. Проводы были грустными - не поехал и не провожал никого поисковик Владимир Дубов. Вот так - даже не пожаловался, что болело сердце... На его похоронах в мае было поровну - коллег-музейщиков и поисковиков. Интеллектуал, знаток истории и одновременно простой и веселый человек - не зря в музее Бурылина шутили: «дед Щукарь». А ушел он - и пустота.  И вот на этой вахте оба отряда все время вспоминали: его рассказы про войну, бесконечные байки, стряпню с костра…

То жара с дождями, то дождь с холодом. Итог братский

«Роднику» с погодой фартило - стояла жара. Хотя и новгородские дожди залили все вокруг, и трава в рост, и без «болотников» - никуда. А  по «Поиску» в последнюю неделю ударили холод с дождем.

- Когда мы приехали, до лагеря 800 метров под дождем шли через сплошное болото. Только полтора дня переносили в лес амуницию и продукты, - ответил на мои вопросы Николай Куприянов. - Потом холодно было ночами, для стока воды вокруг палаток нарыли канавок. Но все терпимо, даже одолевшие тучи слепней. Главное - вахта была удачная.

А удача - 10 парней из «Поиска» «подняли» останки 6 солдат войны, 6 поисковиков из «Родника» - 10 солдат. Кому-то больше удалось, кому-то меньше... Но радость общая, братская. На 16 поисковиков - 16 найденных солдат войны. И два возвращенных красноармейца: Алексей Нетленов и Василий Пестов.

Август  отряда «Поиск»

Впервые вышли в поиск уже к вечеру. Работать в воронках войны невозможно: едва вычерпаешь воду - снова заполняются. Выбора не было - разведка «верховых», погибших, которые остались поверх земли. Время накрыло их приличным слоем дерна.

- Останки всех шестерых бойцов, которых отряд «поднял», мы нашли «на щуп», - рассказал Виктор Егоров. - Это нелегко, как и поиск «верховых», который сейчас отличается от поиска в 90-е годы - время и земля все уносят с собой.

Ноги привели  парней к газопроводу - в 2014 году здесь нашли бойца. Чуть поодаль Виктор Егоров  прощупал землю, и по звуку определил: останки. Как говорят поисковики, «зацепил». Потом идет филигранная работа - бережно и осторожно освобождать от плена земли кости солдата. А тут еще над бойцом - земля, перекопанная при строительстве газопровода. Знали люди, что ведут его по костям, а все же перевернули землю экскаваторами, подавили их...

Наутро всем отрядом снова пришли к газопроводу - и два дня собирали раздавленные останки. Горько. И никаких вещей, только пуговки гимнастерки. Но радовались - ведь безымянные солдаты обрекут покой на мемориале.

Вторая удача досталась Николаю Куприянову. Под линией электропередачи поверх земли он увидел обнажившуюся берцовую кость человека. Тот же пример человеческого вандализма - техника растащила останки. Раскоп вышел большой - квадрат 3х3 метра. Нашли ботинки 43-го размера, кости рук, ноги и часть челюсти.

За ручьем с говорящим названием Горевой братья Сергей и Дмитрий Егоровы («профи поиска», как считают многие) нашли останки еще двух солдат. Интуиция привела в эти места Сергея (он в «Долине» с 9 лет, Дмитрий - с 13).

- Такое впечатление, что взрывом их разорвало пополам, - вздыхает Дмитрий. - Мы нашли тут два солдатских ботинка 42-го и 43-го размера, перепревшие в земле ремни, две фляжки, кружку. Итак, неплохо - за одну неделю 5 солдат.

Но вторая неделя поиска прошла под знаком похолодания, ливней и неудач. Беспрерывная разведка на дальних маршрутах - и ничего. Ребята сильно переживали. И все думали над сном, который увидел Леша Туманов.

Сон Алексея Туманова

- Снилось мне, будто в нашем раскопе, где был верховой солдат, кто-то напечатал по-немецки большими буквами «Лассен ин руэ» - «Оставьте в покое», - улыбается Алексей. - На другой день прямо в лагере Сергей Егоров из-под нашего обеденного стола достал немецкую пряжку, пуговицы и... кость.

Но ребята решили внять предостережению из сна и отложить поиск немца - до следующего лета.

Сон Геннадия Арбузова

Супруги Геннадий и Светлана Арбузовы - гордость отряда «Родник». Они любят работать вдвоем, удачливы в поиске. Но мало кто знает, какую роль играют их настроенность на поиск, интуиция, знание военной истории, вера. Сон приснился Гене еще осенью. И строился он на реальном факте: год назад они с женой  нашли в лесу большую воронку с водой от бомбы, а по брустверу ее - останки.

- Сон мимолетный, будто я на краю этой воронки, - вспоминает Геннадий. - Настроение светлое - рядом человек 5-7 военных весело разговаривают. А меня будто не видят. И лишь один из них обращается ко мне: «Не сомневайся!»

Он долго думал, что значил сон. Перед поиском случайно увидел распродажу дешевых мотопомп - купил по случаю. В августе помпа пригодилась. И сон сбылся.

Август отряда «Родник»

- Вахта для нас оказалась очень результативной: останки 10 бойцов и 10 «доборов» (пропущенные другими искателями или плохо сохранившиеся останки - И.М.), - рассказывает командир Александр Липин. - В первые дни мы с Михаилом Тороповым «подняли» троих солдат. Арбузовы стали откачивать помпой воду из приснившейся Геннадию воронки. И на четвертый день вахты принесли в лагерь останки - нестандартный медальон в виде игольницы и солдатские ложки.

Вкладыш в игольнице не просматривался. Гена вспомнил просьбу не сомневаться - и увез домой  кусочки вскрытого вкладыша, залив их водой (чтобы не исчез на воздухе). На одной ложке было вырезано: «Нетленов». На другой - «Кирьян». Третья - редкая у простых солдат, позолоченная, но «безымянная».

Поисковики позвонили друзьям домой, и те по сайту «Мемориал» нашли: стрелок Алексей Нетленов из Вологодской области числился пропавшим  без вести в апреле 1942 года именно в этих местах - возле деревни Мостки!

Вскоре стало ясно: одним Арбузовым тут не справиться. Уже откачали 400 ведер воды, измучились, а дожди снова наполняют воронку. Отряд подключился - даже пожилые родители Виктора Булкина, которые напросились в помощники.

Так и работали - «не сомневаясь». Вероятно, в воронке, устланной лапником, наши бойцы сложили тела убитых. Они были без оружия, кружек и котелков. По найденным костям  - 10 или более бойцов. А еще в воронке юрьевчане нашли довоенные монеты, складной ножичек, индивидуальные перевязочные пакеты, катушку ниток.

Под знаком сбывающегося сна потом произошло еще много удивительных событий! Дома Геннадий достал из воды кусочки  смертной записки и смог рассмотреть: «Василий Пестов». Потом долго работал на сайте. И оказалось: Пестов - уроженец Архангельской области и тоже пропал без вести под Мостками в апреле 1942 года. Их имена в одном списке пропавших без вести из 2-й ударной армии. Теперь нужно искать Кирьянова!

Штаб экспедиции «Долины» уже связался с вологодскими поисковиками - те начали искать на вологодчине родственников Нетленова.

«Поиск» и «Родник» - отряды-братья. «Поиск» - старожил, с 1989 года в Мясном Бору, «Родник» - с 1997-го. И стоят друг от друга рядом - через ручей Горевой.  Юрьевчане уезжали домой, ивановцы оставались на поиске еще неделю. Но помогли нести через «поле смерти» мешки с останками найденных погибших солдат - тяжелая ноша.

Военный корреспондент

«Долина» после отъезда друзей стала совсем хмурой для «Поиска». И неудачи, и ливни. И вдруг! 25 августа командир Виктор Егоров в районе Лесопункта (название на карте с военных времен) решил проверить щупом землю возле большой березы. С одной стороны от нее был свежий раскоп - кто-то из поисковиков оставил. А с противоположной... лежал боец. Череп, кости ноги...

Командир  быстрым шагом пошел в отряд за ребятами.

Как все радовались! И, несмотря на хлынувший дождь, бросились поднимать бойца. Вымокли до нитки. С азартом работали и на следующий день. Выкорчевали березу - искали останки в корнях. Перевернули, когда все комочки земли перетерли пальцами. Перевернутое дерево - это отрядный «знак», что в этом месте  уже нет работы поисковикам.

Подняли ботинки (с костями) 42,5 размера - несношенный каблук, почти новые. Фрагмент шинели, пряжка, складной ножик. Гильзы от ППС или ППШ... Оружия нет - видимо, его подняли с земли в послевоенные годы. Похоже, воин не был рядовым. И вдруг! Фотопленка в земле! Такого за 28 лет работы в «Долине» Егоров не припоминает. К сожалению, годы стерли эмульсию. На срезанном для вправления в фотоаппарат кончике пленки просматривается цифра 32, светочувствительность. Фотоаппарата ребята не нашли, медальона тоже. Ужасно жаль. Возможно, боец был военным корреспондентом.

И ведь правда! Под Мясным Бором воевали журналисты - здесь попал в плен Муса Джалиль, погиб поэт и сын поэта Эдуарда Багрицкого Всеволод. Так и закончилась вахта. Сегодня у «Поиска» - 333 найденных солдата, 10 именных вещей. У «Родника» - 247 и 18 имен.

А я все думаю про военного корреспондента. Вдруг это лично мне послание с войны? Надо снова ехать и быть вместе с поисковиками.

Ирина МИРНАЯ

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам