БАННЕР
Редакция РК
В 1927 году в Иваново-Вознесенске произошла одна из первых в СССР катастроф сразу двух военных самолетов

Мы только что вспоминали случившуюся четверть века назад страшную трагедию с Ту-134А у Лебежьего луга, унесшую 84 жизни. А 90 лет назад, 8 февраля 1927 года, не только Иваново-Вознесенск, но и всю страну потрясла другая авиакастрофа - одно из первых в стране  происшествий, когда в воздухе столкнулись сразу два самолета.

В то время становления авиации молодого Советского государства каждый самолет и пилот были на счету. Потому потеря сразу двух самолетов, двух летчиков и двух авиамехаников в той катастрофе оказалась весьма ощутимой. Трагедия привлекла к себе повышенное внимание со стороны военного и партийного руководства страны, губернии и города.

…А предыстория такова. В конце мая 1925 года в Иваново-Вознесенске был сформирован 3-й отдельный авиационный отряд, который разместился на только что оборудованном Южном аэродроме в районе нынешних Лежневской и Ташкентской улиц. Первоначально отряд оснащался самолетами «юнкерс-21» (строились в СССР в 1923-1925 гг.), которые использовались как двухместные разведчики. Позднее на вооружение поступил самолет Р-1, который также использовался в ВВС РККА в качестве разведчика.  С самого начала жители города и губернии взяли шефство над авиаотрядом. Они заботились о питании, быте и отдыхе летчиков. На собранные средства были построены два ангара, ремонтные мастерские, казарма для солдат и дом для летно-технического состава.

8 февраля 1927 года в 2 часа 30 минут случилась авиационная катастрофа. Два аэроплана столкнулись в воздухе и упали на землю. Это произошло в воздушном пространстве над территорией между деревней Никулихой и кирпичным заводом № 4. После столкновения один из самолетов упал на дороге, ведущей в деревню Крутово, а другой - на границе лесного массива у Никулихи. Оба аэроплана практически полностью разрушились, сильно обгорев в результате взрыва топливных баков и возникших пожаров. Основной версией, которая была опубликована, стало столкновение самолетов при выполнении ими фигур пилотажа: «…воздушная катастрофа произошла случайно, ни в работе моторов, ни в самих летчиках искать причины… нельзя. Столкновение произошло при фигурном спуске».

Погибшие были неместными: летчики - Прокопий Иванович Телицин (уроженец Вятской губернии, 1897 г.р.) и Федор Сергеевич Еремеев (уроженец г. Москвы, 1897 г.р.),  механики - Михаил Владимирович Виноградов (1901 г.р.) и Алексей Ермилович Подъяпольский (уроженец Тамбовской губернии, 1898 г.р.).

Довольно быстро прибывшая к месту катастрофы пожарная команда не смогла  ничего сделать: тела пилотов и останки самолетов к этому моменту уже сильно обгорели. Губернская газета «Рабочий край» писала о происшествии: «необходимо отметить нерасторопность нашей скорой медицинской помощи: на место аварии был вызван врач, которого пришлось ждать полтора-два часа».

Катастрофа вызвала повышенный интерес со стороны жителей Иваново-Вознесенска. По городу сразу же поползли самые невероятные слухи, например о том, что погибшие авиамеханики были пьяны и устроили в воздухе перестрелку из револьверов. Чтобы пресечь эти вымыслы, оскорблявшие память трагически погибших, «Рабочий край» опубликовал заключение медицинской экспертизы, которое красноречиво говорило об отсутствии почвы для подобных слухов.

Начальник гарнизона г. Иваново-Вознесенска, начальник губернского территориального управления В. Чуев  9 января 1927 года подписал приказ № 12 об организации похорон погибших. Первоначально дата была назначена на 10 февраля 1927 года. Но так как катастрофа стала достаточно крупной для ВВС РККА, на церемонию похорон из Москвы выехали представители штаба ВВС СССР и родственники погибших летчиков. Из-за  опоздания поезда, на котором должна была прибыть эта делегация, похороны были перенесены на 11 февраля, на три часа дня. Всем командирам частей было предписано принять участие в похоронах, для чего следовало прибыть с красноармейским и начальствующим составом, свободным от нарядов. Президиум Иваново-Вознесенского городского Совета предложил всем депутатам - шефам авиаотряда - также прийти на траурную церемонию.

 «Рабочий край» накануне похорон обратился с призывом «заменить погибших товарищей сотнями новых бойцов, а вместо венков на могилы построить новые самолеты и дальше продолжать укреплять воздушный флот». На похороны прибыл начальник Военно-воздушных сил Московского военного округа И.У. Павлов. В беседе с корреспондентом «Рабочего края» он с «…большим удовлетворением отметил ту глубокую скорбь, с которой отозвались иваново-вознесенские рабочие  на известие о катастрофе, высказав надежду, что Иваново-Вознесенск пополнит при ближайшем комплектовании школу летчиков, для чего губернии было выделено в этой школе 16 мест…»

Уже буквально на следующий день после катастрофы рабочие Иваново-Вознесенска начали сбор средств на постройку новых самолетов. «Члены цеховой ячейки ВКП (б) № 5 совместно с рабочими и служащими красного амбара при фабрике Зарядье-Вознесенской мануфактуры одними из первых внесли на постройку новых самолетов 11 рублей и обратились в поддержке в сборе средств к рабочим других фабрик. Почин поддержали рабочие печатного отделения объединенной Сосневской мануфактуры, которые внесли 14 рублей на постройку самолетов».

В день похорон газета «Рабочий край» вышла под траурным заголовком «Сегодня хороним т.т. Виноградова, Телицына, Еремеева и Подъяпольского. Они погибли на боевом посту - дадим смену погибшим! Будем строить красный воздушный флот». С 11 февраля 1927 года «РК» практически ежедневно начал публиковать сообщения о поступающих на строительство новых самолетов средствах. К началу похорон эти средства уже поступили от рабочих типографии «Красный Октябрь», собравших по инициативе ячейки ВЛКСМ 102 рубля. Сотрудники редакции «РК» и цинкографии заявили о том, что внесли (с оговоркой - пока) 61 рубль 75 копеек. «Рабочий край» принимал средства и от других граждан и организаций в кассе издательства. И.У. Павлов отметил, что «…начинание рабочих надо только приветствовать. Если к откликнувшимся фабрикам присоединятся и остальные, то, безусловно, рабочие Иваново-Вознесенской губернии смогут быстро собрать нужную для постройки самолетов сумму. Этим самым рабочие лишний раз докажут, что дело воздушной обороны страны им близко и дорого…».

На следующий день после катастрофы - в среду 9 февраля 1927 года около здания губтеруправления на Негорелой (ныне - Советской) улице к трем часам дня собралось свыше тысячи жителей города. Организованным порядком они проходили через помещение с гробами погибших, у которых находился почетный караул из красноармейцев и летчиков. Позднее в карауле стояли и прибывшие из Москвы представители штаба ВВС. Всего за день с погибшими летчиками простились  около двух тысяч человек. На следующий день - 10 февраля последний долг авиаторам пришли отдать свыше 20 тысяч человек. В день похорон - 11 февраля к  3 часам дня  с погибшими летчиками пришли проститься около 25 тысяч горожан и военнослужащих. В три часа дня гробы с телами погибших из здания вынесли И.У.Павлов, председатель городского Совета А.И. Жугин и командный состав авиаотряда. Передвижение траурной процессии по улицам Иваново-Вознесенска с самолета фотографировали летчики 3-го авиаотряда. У здания горсовета состоялся траурный митинг, с балкона кроме военных также выступили представители Осоавиахима, губкома ВКП (б), других организаций. Митинги прошли и у здания штаба авиаотряда, и на Успенском кладбище, известном позднее ивановцам как «Сад живых и мертвых». После троекратного ружейного салюта на братской могиле летчиков был установлен памятник из останков аэропланов.

Губернский совет Осоавиахима обратился ко всем членам ячеек  (в 1927 году в губернии их было 23 тысячи), а также остальным жителям с призывом немедленно организовать сбор средств на постройку двух новых боевых самолетов путем добровольных пожертвований. В конце марта 1927 года в авиаотряд имени Иваново-вознесенских рабочих поступил первый самолет, получивший название «Красный Манчестер». Затем второй  - «Громобой». Его передача ВВС РККА состоялась 15 июля 1927 года на аэродроме имени Фрунзе. Так жители губернии и Иваново-Вознесенска оказали посильную помощь 3-му отдельному авиационному отряду, восстановив его боевую мощь.

Дмитрий ОРЛОВ,

 заместитель директора по науке Ивановского

государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина

Самые читаемые статьи

Аркадий Романов

Железная дорога начиналась в Иванове

Северная магистраль вступила в свой юбилейный, 150-й год

Ольга Смирнова

Незабытый день рождения

В 80-летний юбилей «Хоббита» - о самой большой в Иванове коллекции этой книги

Ольга Смирнова

Хорошо стреляет тот, кто стреляет в ОМОНе

Корреспондент «РК» в роли помощника снайпера отряда мобильного особого назначения

Юлия Малинина

На верность текстилю и моде

Четверть века областного клуба «Деловая женщина»