БАННЕР
Светлана Григорьева
В Центре социальной адаптации аутистов, открытом АНО «Содействие», педагогов учат общаться с «детьми дождя»

Аутизм - болезнь или особенность развития, наделяющая  человека признаками гениальности или полной отстраненности от мира?

Современная медицина при желании может поставить этот диагноз многим гениям, совершившим открытия, изменившим ход истории. Но в то же время мы можем видеть людей с тяжелыми формами аутизма, которым требуется постоянная помощь. Все очень индивидуально.  Поэтому мы говорим про целый спектр аутистических расстройств.  И где вообще эта черта, которая отделяет нормотипичное развитие от «ненормы»? Вопросов больше, чем ответов...

Абсолютно не вызывает сомнений одно: дети с расстройствами аутистического спектра требуют особого внимания, которое не всегда могут дать педагоги без специальных знаний. Как показывает мировая практика, при ранней диагностике, грамотной коррекции и сопровождении дети могут учиться в обычной школе и жить самостоятельно, когда вырастут. Очень долгое время получить необходимые знания российским учителям было просто негде. Эти дети находились в социальной изоляции и были невидимками для государственной системы. Даже в коррекционных школах и интернатах педагоги просто не знали, как им помочь.

Запрос на изменения всегда шел от родителей, потому что мотивация у них самая сильная. Сегодня качественное инклюзивное образование доступно в крупных городах  - в Москве, Воронеже, Белгородской области, Новосибирске. Наша область – одна из передовых в этом вопросе.  Уже четвертый год в регионе осуществляет свою деятельность  некоммерческая организация «Центр помощи людям с расстройством аутистического спектра «Содействие» (с октября 2015 года - на базе молодежного центра, пр. Строителей, 30а). Здесь не только занимаются с особенными детьми, но и  обучают родителей основам поведенческой терапии, оказывают методическую помощь педагогам коррекционных и общеобразовательных школ, проводят семинары на базе ИвГУ и реализуют обучающие программы.

- Важно понимать, что аутизм - это системное нарушение развития. Поэтому к решению проблемы тоже нужно подходить системно, выстраивая маршрут помощи исходя из особых потребностей и особенностей развития людей с аутизмом, систему, при которой диагноз не будет означать конец карьеры его родителей, смену профессии, изоляцию и полную неизвестность впереди, - говорит основатель и руководитель центра Анна Егорова.

АНО «Содействие»  - экспертная организация, включенная в региональную программу как соисполнитель и член рабочей межведомственной группы по реализации мероприятий в рамках федерального гранта.

Учимся учить

На днях завершился очередной практический семинар, организованный центром «Содействие» при участии куратора Анны Калабуховой –  практикующего специалиста, поведенческого аналитика, куратора нескольких ресурсных классов в Москве и Иванове.

- Мы занимаемся с коллегами из ивановских школ, которые участвуют в пилотном проекте по созданию ресурсных зон для детей с расстройствами аутистического спектра, - рассказала она. - В Ивановской области это три школы: общеобразовательная речевая и две школы для детей с нарушениями интеллекта. Мы учимся составлять индивидуальные программы, писать планы, разбираемся в части методологии и прикладного анализа поведения, потому что цель этого проекта - внедрение научных методов в работу коррекционных  и общеобразовательных школ. Нам важно, чтобы это получило государственное признание, так как методы с доказанной эффективностью даже с экономической точки зрения для государства выгоднее применять в школе.

Педагоги признают, что обратиться в Ивановской области по вопросам современных технологий обучения детей с аутизмом больше не к кому. В центре «Содействие» помогают выстроить образовательный  процесс непосредственно в учебном заведении, помогают методическими материалами, оплачивают курсы повышения квалификации в Москве.

- Дети у нас разные, часто к нам попадают детишки с расстройством аутистического спектра. Сейчас эта проблема назрела как никогда – потребность в специалистах возрастает с каждым годом. И нам очень необходимо получать новые знания и новые навыки, - говорит Марина Готилова, педагог Фурмановской коррекционной школы.

Она подчеркнула, что благодаря обучающим курсам в Москве и Иванове учителя стали лучше видеть причину того или иного поведения детей с РАС.

- Мы впервые в области начали применять в работе методы  прикладного анализа поведения. Специалисты центра прошли уникальное обучение за счет средств гранта от нашего постоянного стратегического партнера - российского фонда «Выход». Более 300 специалистов имели возможность пройти тренинги и семинары, 20 специалистов школ и детских садов прошли серьезное обучение на курсах в Москве, четыре педагога в течение двух лет обучались в Московском институте психоанализа  по специальности «Прикладной анализ поведения». Однако в наши задачи не входит заменять собой государственные сервисы и обучить всех педагогов области - это потребует колоссальных вложений. Это должно делать государство. Осознанно и целенаправленно, посредством курсов переподготовки уже существующих кадров и подготовки новых, владеющих прикладными знаниями. На самом деле сейчас очень многое зависит от семьи, где воспитывается ребенок с РАС и чаще всего от уровня благосостояния. Есть деньги - шансы на реабилитацию велики, нет - можно только развести руками. Но так не должно быть. Мы выступаем за то, чтобы базовый минимум современной эффективной помощи от государства мог получать каждый ребенок с аутизмом. Для этого мы сейчас так много работаем с государственным сектором. В настоящий момент на уровне Министерства образования и науки принято решение, что подобные компетенции должны быть у всех педагогов. Причем эти методы настолько универсальны, что подходят в работе и с обычными детьми без особенностей развития,- говорит Анна Егорова.

Прикладной анализ на практике

 В центре социальной адаптации детей с аутизмом каждый день проходят интенсивные занятия с детьми - индивидуально и в малых группах. Бесплатную квалифицированную помощь получают 37 детей от 3 до 13 лет. Охват - Иваново и область. «Наш центр является ресурсным для региона. Мы готовы делиться опытом и принимаем заявки на стажировки от школ и детских садов города и области».

На уроках присутствуют тьюторы, в задачи которых входит помощь ребенку вовремя сориентироваться в задании, поставить жетон или указать на визуальное правило на специальном планшете. На магнитной доске располагаются в ряд карточки визуального расписания занятий - так легче воспринимать последовательность действий. Время измеряется специальным таймером, где красным цветом обозначается промежуток времени, который остался до окончания урока. Все наглядно и понятно.

Разумеется, уроки несколько отличаются от тех, что проходят в общеобразовательных учреждениях. К каждому - индивидуальный подход. Идет работа на результат, и достигается это разработкой пошагового протокола для каждого навыка.

- В работе мы всегда должны ориентироваться на функциональные навыки. Часто мы начинаем учить названия обычных бытовых предметов: это - ложка, это - вилка, это - полотенце, это - стакан, это - расческа. Далее переходим к вопросам. Учимся отвечать: да-нет. Спрашиваем: «Это ложка?» - «Нет, это вилка». При помощи физической подсказки мы с некоторыми детьми учим показывать, где нос, где уши, где глаза. Учим спокойно просить словом, жестом или карточкой – это один из самых главных навыков. И так под каждого ребенка мы подбираем обучающую методику в зависимости от проблемы. Так, если ребенку 6 лет и он ходит в памперсе, значит, самое главное – не учить с ним буквы, а работать над туалетным тренингом. Если ребенок не пользуется столовыми приборами, учим ими пользоваться, - говорит Наталья Козлова, кандидат психологических наук, ведущий специалист центра.

Сложность групповых занятий в том, что дети очень разные, каждый обучается по своей программе. Основные проблемы - поведенческие: ребята не способны контролировать свои действия так, как это делаем мы. С ними приходится долго прорабатывать навыки спокойно сидеть за партой, не перебивать учителя, поднимать руку для ответа. Но результат есть, и его видят педагоги и родители!

Главное помнить: нет волшебной таблетки от аутизма, есть многочасовой труд специалистов и родителей и научные методы, основанные на прикладном анализе поведения – самом эффективном методе коррекции аутизма во всем мире.

 

***

Во всем мире сегодня живут более 67 млн людей с аутизмом. По данным ВОЗ, каждый 68-й ребенок в мире имеет расстройство аутистического спектра. В мае 2013 года Министерство здравоохранения РФ направило письмо в адрес Правительства РФ, в котором сообщало: проблема расстройства аутистического спектра (далее - РАС) является одной из ведущих в сохранении психического здоровья населения как основы национальной безопасности России с учетом высокой распространенности (в среднем 1% детской популяции).

***

В этом году Ивановская область вошла в число победителей конкурса на лучший комплекс мер по развитию эффективных практик оказания помощи детям с расстройством аутистического спектра в субъектах Российской Федерации. Регион получит грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на реализацию мероприятий в 2017-2018 годах. Будут предоставлены федеральные субсидии в размере 3,1 млн рублей в 2017 году и 7 млн рублей - в 2018 году. Всего заявки на конкурс подали 18 регионов России, 14 из них были поддержаны фондом. 

На средства гранта в Ивановской области планируется создать региональный ресурсный центр по оказанию помощи детям с расстройством аутистического спектра и воспитывающим их семьям, а также открыть три ресурсных класса.  Разработанный областной комплекс мер по поддержке детей с расстройством аутистического спектра позволит сформировать механизм межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия, координировать работу органов исполнительной власти и общественных организаций, сформировать ресурсную и методическую базу для распространения эффективных реабилитационных практик работы с особенными детьми.

Самые читаемые статьи

Редакция РК

Советы от КонсультантПлюс

Какие существуют льготы по оплате проезда детей?

Редакция РК

«Он меня учил в первую очередь своим примером»

Пять лет со дня кончины доктора исторических наук, профессора Ивановского государственного университета Николая Романовича Коровина

Леонид Кияшко

Домашний цветник

Растения, которые стоит посадить зимой

Елена Новикова

Не осталось и следа

Где бесплатно убрать у ребенка сосудистые доброкачественные опухоли?