Он объединит жителей четырех улиц
В Иванове пройдут игры  женского чемпионата ЦФО по баскетболу
Жители могут контролировать ход работ
С 17 апреля начинается массовое комплектование дошкольных образовательных учреждений города Иванова
Парк имени Революции 1905 года приглашает ивановцев на весенние субботники
8 работ из Ивановской области стали победителями II межрегионального конкурса
Главный финансист города – о том, на что в этом году хватит денег

Главный документ, определяющий жизнь любого города, – бюджет. В областном центре бюджет на 2018 год был утвержден решением Ивановской городской думы 22 декабря. Как город будет жить в этом году? Хватит ли денег на ремонт дорог и на школьные учебники, будут ли расселять аварийные дома и сносить аварийные деревья? Будут ли выделяться дополнительные средства на уборку снега и закупку новых троллейбусов и уборочной техники? Об этом мы поговорили с главным финансистом города – первым заместителем главы областного центра Сергеем Золкиным.

 

– Сергей Олегович, цифры доходов и расходов городского бюджета на 2018 год уже озвучивались. Они останутся неизменными или будут корректироваться в течение года? Есть ли надежда на то, что денег в городской казне прибавится по сравнению с тем, на что вы рассчитываете сейчас?

– Действительно, те цифры по доходам и расходам, которые 22 декабря утвердила городская дума, являются стартовыми, и в течение года они будут меняться. В какую сторону – увеличения или уменьшения, – сейчас нельзя точно прогнозировать, поскольку это зависит от многих факторов.

Возьмем, например, доходы бюджета. Они состоят из двух частей: собственные доходы (налоговые – доходы от налоговых платежей, идущих в городской бюджет, и неналоговые – от продажи и использования муниципального имущества и т. д.) и безвозмездные поступления из областного и федерального бюджетов.

По итогам прошлого года собственные доходы бюджета города составили 3 млрд 53 миллиона рублей. В этом году мы планируем небольшое увеличение – до 3 млрд 237 миллионов рублей. Хотелось бы, чтобы эта цифра была больше, но она зависит от экономической ситуации. Например, в последние годы идет замедление положительной динамики по неналоговым доходам. Оно связано, с одной стороны, с тем, что значительная часть муниципальных помещений и зданий, включенных в программу приватизации, уже продана, а многие из выставляемых сейчас на продажу объектов находятся не в лучшем состоянии и требуют существенных капитальных вложений. А с другой – и платежеспособность потенциальных покупателей, и спрос с их стороны серьезно снизились из-за кризисных явлений в экономике.

Если исходить из прогнозов, то идет и снижение безвозмездных поступлений: если за прошлый год в форме дотаций, субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов поступило 2 млрд 744 миллиона рублей, то в этом году мы планируем поступления в сумме 2 млрд 661 миллиона рублей. Еще раз хочу подчеркнуть – это первоначальные цифры. Мы надеемся, что сумма будет больше.

В прошлом году объем субсидий и дотаций из областного и федерального бюджетов в течение года существенно вырос – с 2 млрд 223 млн, запланированных на начало года, до 2 млрд 744 млн рублей, полученных по итогам года – мы дополнительно получили более 500 миллионов рублей. Рассчитываем, что и в этом году динамика будет аналогичной.

 

– За счет чего могут вырасти суммы субсидий?

– За счет поддержки со стороны областного бюджета (компенсация расходов на повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ), на реализацию других решений, принимаемых на федеральном или региональном уровне), и за счет средств территориального Дорожного фонда, выделяемых на крупные проекты по строительству, капитальному ремонту и реконструкции дорог. Кроме того, мы надеемся получить средства по федеральным и региональным целевым программам, в которых участвует или намерен участвовать город.

 

– Получается, что жизнь в областном центре в значительной степени зависит от области и Федерации?

– Мне как специалисту, который не первый год занимается муниципальными финансами, хотелось бы, чтобы акцент смещался на наши собственные возможности. Чего, к сожалению, пока не происходит, потому что основными источниками наших доходов остается 25% от НДФЛ, земельный налог и ЕНВД. В бюджет города не зачисляется ни НДС, ни налог по УСН, ни налоги на имущество организаций и на прибыль, ни транспортный налог.

К сожалению, нельзя рассчитывать, что коренным образом изменится динамика по собственным налоговым и неналоговым доходам без серьезной активизации инвестиционной деятельности или без изменений в нормативах зачисления налогов в бюджет муниципального уровня, без увеличения производственных мощностей существующего сектора экономики в городе. Этого мы пока не наблюдаем. Да, есть направления, по которым идет положительная динамика, но кардинальных изменений в текущем году вряд ли стоит ожидать, потому что эти процессы имеют отложенный эффект.

Тем не менее мы настроены на позитив. Есть положительные изменения в экономике, и мы не собираемся сидеть сложа руки, будем работать по улучшению инвестиционного климата, повышению эффективности использования муниципального имущества и средств муниципального бюджета.

И еще одна серьезная проблема, которую мы начали решать в прошлом году, – расходы на обслуживание муниципального долга, то есть кредитов, которые областной центр брал, чтобы обеспечить финансирование расходов. В прошлом году за счет перекредитования под более низкие ставки и ряда других мероприятий эти расходы удалось снизить более чем на 30 миллионов рублей (для примера: именно столько стоила реконструкция аллеи Гагарина). На 2018 год на обслуживание кредитов у нас запланировано 188 миллионов – это серьезная сумма. Но это плата за то, что город выполняет взятые на себя перед горожанами обязательства. И, конечно, мы продолжим работу по снижению этих расходов.

 

– Обычно руководители муниципалитета акцентируют внимание на том, что бюджет остается социально ориентированным…

 

– Я понимаю, что это клише, но бюджет города Иваново действительно является социально ориентированным. Почти 70% расходов – расходы на систему образования, соцзащиту населения, культуру, физкультуру и спорт, молодежную политику. Остальные расходы – на благоустройство, ЖКХ, транспорт и даже на административно-управленческие цели – тесно связаны с жизнеобеспечением города. Ведь административные расходы – это не только зарплата чиновников, но и расходы на обеспечение деятельности МФЦ, обеспечение избирательных процессов, оказание муниципальных услуг, предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и прочее.

 

– Чего ждать ивановцам в 2018 году от городских властей? Можно ли уже сейчас сказать, какие проекты будут реализовываться?

– Один из главных моментов связан с заработной платой работников бюджетной сферы. При всех сложностях с бюджетом мы, во-первых, выполняем майские указы Президента РФ, во-вторых, с 1 января провели индексацию заработной платы в бюджетной сфере, аналогично той индексации, которая прошла на федеральном и региональном уровне. И, в-третьих, мы исполняем законодательство относительно повышения минимального размера оплаты труда. С 1 января МРОТ вырос с 7800 до 9489 рублей. Нам предстоит еще раз решать задачу увеличения МРОТ с 1 мая до 11 163 рублей. По сравнению с прошлым годом МРОТ вырастет на 42% – это существенно. И это большая нагрузка на региональный и муниципальный бюджеты.

Сохраняются муниципальные доплаты отдельным категориям работников детских дошкольных учреждений, молодым специалистам – на это средства предусмотрены в полном объеме. Отдельно мы рассматриваем вопрос об увеличении зарплаты сотрудникам Молодежного центра и МБУ «Восток», сейчас заработная плата там невысокая, а работу эти люди делают огромную. На их плечах – работа с детьми и подростками по месту жительства, и ответственность за состояние спортивных площадок, а зимой – за содержание и заливку катков… Глава города принял решение постепенно повысить зарплату работников этих учреждений до уровня зарплат в других бюджетных учреждениях города.

В полном объеме учтен рост платежей за коммунальные услуги, а также все расходы, связанные с арендой помещений, уплатой налогов и другими обязательствами.

Еще одна важная мера поддержки, которую мы сохранили, – это субсидия на компенсацию ресурсоснабжающим организациям разницы в нормативах при предоставлении коммунальной услуги по отоплению. Поясню, что город Иваново некоторое время назад взял обязательства по компенсации РСО фактически части платы жителей за отопление старых и энергонеэффективных домов. Многие горожане и не догадываются, что город за них доплачивает. Бюджету это обходится в десятки миллионов рублей (только на первое полугодие 2018 года на эти цели выделено 35 млн). Это позволяет снизить стоимость коммуналки в 1,5-2 раза.

Отдельно хочу отметить, что в 2018 году из федерального и регионального бюджетов выделено значительно больше средств, чем в 2017-м, на предоставление жилья детям-сиротам.

Три миллиона рублей будет выделено на ДК бывшего меланжевого комбината. Здание ДК находится в плохом состоянии, и чтобы превратить его в культурно-досуговый центр, необходимый району меланжевого комбината, нужны большие вложения. Было принято решение проводить капремонт поэтапно, чтобы объект вернулся к жизни. Поэтапно будут решаться и проблемы спорткомплекса «Автокран»: первые шаги сделаны в прошлом году, в 2018-м мы пойдем дальше.

Кроме того, мы изучаем пути решения проблем спортивных школ олимпийского резерва. Напомню, возникла угроза, что они потеряют свой статус, и требуется дополнительное финансирование для организации групп спортивной подготовки. Думаю, что выход найдем.

 

– Получается, что серьезных проблем с деньгами в Иванове в 2018 году не ожидается?

 

– Денег не хватает всегда, и даже в тех городах, где бюджет бездефицитный. В Иванове тоже есть ряд проблем.

Например, с собираемостью доходов. Особенно нас беспокоит ситуация с арендной платой за землю, выделенной под застройку. Отдельные застройщики накопили долги, исчисляемые миллионами рублей. Эти деньги совершенно не лишние для города и для горожан. Я понимаю, что факт появления этих долгов в значительной степени связан с ситуацией на строительном рынке, в первую очередь в жилищном строительстве. Мы, конечно, ведем претензионную работу, взыскиваем долги через суд, но зачастую должник оказывается банкротом.

Особое внимание уделяем муниципальному долгу. Напомню, у муниципалитетов, в отличие от субъектов Федерации, нет возможности получать бюджетные кредиты на льготных условиях. Поэтому финансировать дефицит бюджета мы можем только за счет коммерческих кредитов. К счастью, сейчас ставки по ним снижаются.

К сожалению, мы не всегда можем получить от распорядителей бюджетов других уровней информацию об объемах и сроках субсидий и дотаций, которые нам планируют выделить. Эта неопределенность не дает возможности выстраивать планы работы по году. На практике нередко бывает, что обещанные субсидии приходят только в середине года, муниципальные средства высвобождаются, мы проводим торги во втором полугодии, а работы выполняют уже в октябре-ноябре. Хотелось бы уйти от этой практики, но в данном случае не всё зависит от муниципальной власти.

 (Подробнее о доходах и расходах из городского бюджета можно узнать в разделе «Бюджет для граждан» на главной странице официального сайта администрации г. Иваново http://ivgoradm.ru/)

 

На что пойдут бюджетные деньги в 2018 году

 

Социальные расходы:

– повышение зарплаты бюджетникам;

– расходы на повышение МРОТ;

– доплаты молодым специалистам;

– доплаты непедагогическим сотрудникам детских садов;

– повысились расходы на питание в детских садах;

– бесплатное горячее питание в школах для детей из малообеспеченных семей и детей-инвалидов;

– субсидия на горячее питание для учащихся 1-4-х классов муниципальных школ;

– финансирование перевозки детей в каникулы к местам летнего отдыха;

– организация летних трудовых отрядов для подростков;

– финансовая поддержка ТОСов;

– финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (выросла с 4 до 6,5 млн рублей);

– благоустройство и лесоустроительные работы в городских парках и лесах;

– новые вольеры для Ивановского зоопарка;

– предоставление земельных участков многодетным семьям;

– субсидия на компенсацию части расходов ресурсоснабжающих организаций на выравнивание нормативов по отоплению жилых домов.

 

 

Расходы на прочие мероприятия:

– финансирование развитие сети МФЦ для повышения доступа к государственным и муниципальным услугам;

– расселение трех многоквартирных аварийных домов;

– субсидия МУП «ИПТ»;

– средства на софинансирование участия в региональных и федеральных целевых программах.

 

Объекты-2018:

– детский сад в Рождественском микрорайоне;

– корректировка проектно-сметной документации для возобновления строительства Дворца игровых видов спорта;

– проведение ремонтных работ в ДК бывшего меланжевого комбината;

– завершение строительства Западного обхода (участок дороги ул. Минская – ул. Фрунзе;

– 2-й этап реконструкции автодороги по ул. Станкостроителей;

– завершение ремонтных работ и установка оборудования в детском технопарке «Кванториум»;

– создание психолого-педагогического центра;

– софинансирование работ по федеральной программе «Современная городская среда».

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Апрель – месяц саженцевый

Что огородники не посадили осенью, посадят весной. Как выбрать саженцы, чтоб они прижились

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам