Начался капитальный ремонт железнодорожного участка Фурманов – Волгореченск
Прошло заседание оргкомитета по подготовке к Первомаю
23 апреля состоится гала-концерт фестиваля
Он объединит жителей четырех улиц
В Иванове пройдут игры  женского чемпионата ЦФО по баскетболу
Жители могут контролировать ход работ
Во время страшного пожара 1699 года деревянные церкви сгорели, после чего началось строительство каменных зданий

В документах начала XVII века Иваново названо селом, следовательно, здесь уже была церковь. В описании вотчины князя И.И. Шуйского 1632 года, когда он стал владельцем села Иванова, указывается, что на главной площади (ныне пл. Революции) располагались деревянные церкви: летняя – Воздвижения с приделом Иоанна Богослова и зимняя Параскевы Пятницы.

 

Задержали старообрядцы

Во время страшного пожара 1699 года деревянные церкви сгорели, после чего началось строительство каменных зданий. В начале XVIII века выстроили высокую кирпичную колокольню, деревянный летний храм и кирпичный зимний. 21 августа 1775 года, во время нового опустошительного пожара «деревянная церковь Воздвижения Честного Креста сгорела дотла, а на другой – Рождества Христова с приделом Параскевы сгорели главы и верх, а на колокольне сгорели полы, колокола попадали и растопились. Церковь Воздвижения стояла 73 года». После этого начали строить кирпичный Крестовоздвиженский храм. Строительство закончили в 1790 году, а освятили только 27 июня 1795-го. Это связано с заметным влиянием старообрядчества в селе Иванове. Зимний храм, восстановленный после пожара, был кирпичный, но небольшой по размеру.

В 1856 году у купца И.А. Бабурина умерла дочь Анна, которая вышла замуж в 18-летнем возрасте, но прожила в браке всего два года. В память о ней он предложил выстроить новую церковь Рождества Христова. Однако в 1860 году И.А. Бабурин умер. Вскоре появились наследники и кредиторы И.А. Бабурина, поэтому возникли проблемы с финансированием окончания строительства. Через некоторое время на средства Я.К. Буркова, А.А. Напалкова и других прихожан новый храм приготовили к освящению, которое состоялось в июне 1864-го. Провел его архиепископ Владимирский и Суздальский Феофан, впоследствии известный как святой Феофан-затворник.

Колокольня для нового колокола

В 1905 году церковным старостой был избран купец С.И. Соколов. Ему удалось провести значительную реконструкцию храма. В 1912 году по проекту московского архитектора И.Е. Бондаренко западная часть здания была надстроена до высоты основного объема и увенчана куполом. Пристройку выполнили в стиле первоначального сооружения, но с использованием железобетонных конструкций. При этом удалось убрать все опорные столбы, и храм стал одним из самых крупных в епархии. Освящение прошло 7 октября 1912-го. На втором этаже новой пристройки оборудовали обширные хоры на 500 человек, где по инициативе старосты – купца С.И. Соколова устроили два придела: Георгия Победоносца и мученицы Параскевы-пятницы. Они были освящены осенью 1914 года.

В 1851 году на средства фабриканта К.Д. Буркова ярославским мастером Чарыжниковым был отлит новый колокол в 800 пудов. Его не решились поднимать на колокольню и повесили на специально устроенной деревянной перекладине. Тем самым был поставлен вопрос о строительстве новой колокольни, в создании которой приняли участие многие купцы и фабриканты села. В 1852 году провели закладку, а через шесть лет закончили строительство огромной четырехъярусной колокольни высотой около 64 метров. Башенные часы с циферблатом на четыре стороны диаметром в три метра К.Д. Бурков купил за 2500 рублей в Москве в специализированной фирме братьев Бутеноп. Самые известные часы их работы стоят на Спасской башне Московского кремля.

С восточной стороны Крестовоздвиженского храма располагалась Феодоровская часовня. Таким образом, на площади сложился своеобразный ансамбль культовых зданий, придававших неповторимый облик центру города.

Имени расстрелянных ткачей

Изъятие церковных ценностей в 1922 году затронуло и древний Крестовоздвиженский храм. Священник С.И. Архангельский и староста Ф.Е. Глебов были арестованы за выступления против разграбления храма. Приходской совет посчитал «оскорбительным для благоговейного почитания священных предметов изъятие их из храма для небогослужебного употребления. Кроме того, как они писали, «эти предметы представляют собой художественную ценность, едва ли повторимую в настоящее время. Несмотря на просьбы прихожан, большинство ценностей храма были конфискованы.

А вскоре началось уничтожение храмового комплекса. Известный ивановский краевед и общественный деятель И.И. Власов писал в 1920-е годы: «Этот комплекс зданий совершенно необходимо сохранить как яркое выражение прежней многовековой жизни села, как его первоначальное ядро».

24 октября 1929 года президиум облисполкома, «имея в виду требования рабочих и трудящихся Иваново-Вознесенска», принял решение «закрыть зимнюю церковь с переводом имущества в летний храм. Зимнюю церковь использовать для хранения хлебных грузов». ВЦИК утвердил это постановление 5 ноября. Было предложено название: «Хлебохранилище имени ткачей, расстрелянных 10 августа 1915 г.». Однако в здании разместилась библиотека, переведенная сюда из разрушенной Вознесенской церкви.

Сломали и не построили

26 июня 1930 года рано утром были сброшены колокола с Воздвиженской колокольни, разбиты и сданы в металлолом. 14 января 1932 года облисполком принял решение о сносе Крестовоздвиженской церкви, поскольку «одним из мероприятий в связи с превращением Иваново-Вознесенска в хозяйственный и культурный центр области является строительство Дома Советов, для этого строительства отведена территория в центре города... ликвидация этих молитвенных зданий вызывается всецело государственными надобностями. Договор с общиной расторгнуть, здания передать горсовету для немедленной сломки». Последняя служба прошла в Крестовоздвиженском храме 20 января 1932 года, после чего община перешла в Благовещенскую единоверческую церковь. Вскоре начался снос храмов, колоколен и Феодоровской часовни. Несколько ценных в художественном отношении предметов и икон передали в областной музей, однако большая часть церковного имущества была уничтожена.

К 1937 году выстроили лишь южный корпус предполагавшегося административного здания, которое так и осталось недостроенным, а ансамбль главной городской площади не был завершен. Дважды предлагалось воссоздать хотя бы часть важнейшего для истории города храмового комплекса, но эта идея осталась нереализованной.

Во время общеепархиального крестного хода 28 августа 2010 года на пл. Революции был освящен поклонный крест в память о существовавших здесь храмах и почитаемой населением Феодоровской иконе Божией Матери. Новый храм в честь этой иконы заложен 20 июня 2011 года. Он начал строиться по проекту архитектора Е.Б. Швец по инициативе прихода прп. Серафима Саровского. Торжественное освящение нового храма состоялось 15 июня 2014-го.

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Апрель – месяц саженцевый

Что огородники не посадили осенью, посадят весной. Как выбрать саженцы, чтоб они прижились

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам