Определены абсолютные победители - обладатели кубка "Юный лыжник"
Это связано с разрушением деревянного защитного ограждения вдоль одного из зданий
Ответный поединок 30 марта в Ногинске
На второй этап выделено порядка 11,5 млн рублей
Они начнут действовать с 1 апреля
В областном центре стартует фестиваль «Студенческая весна-2024»
Художница из Иванова «ворожит» удачу

Мастерица обладает удивительной способностью видеть вдохновляющие образы в обыденных вещах. Уже почти четверть века Лина Кашина работает в разных техниках и жанрах, сохраняя и развивая популярный и вместе с тем древний вид искусства – роспись по ткани.

По образованию я художник по текстилю, самостоятельно выбрала себе профессию – и ни разу не пожалела, – рассказывает Лина Кашина. – Часть моих сокурсников по окончании техникума ушли в свободное плавание, причем трудятся на родине и за рубежом. Очень многие занялись дизайном. С потока два, ну, может, три человека остались в профессии и сразу распробовали хлеб художника – в 90-е годы к искусству отношение было прохладным, люди выживали. Это обстоятельство не остановило Лину от дальнейшего священнодейства под крышей текстильной фабрики. Чуть позже она открыла собственную мастерскую.

«Есть несколько видов декорирования ткани: холодный батик (с использованием резервирующего состава, не позволяющего краске растекаться по ткани), горячий батик (резерв из растопленного парафина с воском) и свободная роспись, без ограничивающих растворов, также есть множество авторских разработок и ноу-хау, вплоть до особых техник выдерживания соли на ткани с точностью до секунды, позволяющих получить тот или иной эффект, – говорит художница. – Я предпочитаю технику горячего батика – пусть это и довольно вредно: резервирующий состав состоит из растворителя и резинового клея. Краски после работы обязательно требуют трудоемкого закрепления. Ткани можно брать и искусственные, но эстетически и тактильно приятнее натуральный шелк».

Умелые руки мастерицы, выводящей на шелковых тканях настоящие шедевры с хитрыми сюжетами, воплотили огромное количество задумок, суть многих из которых Лина постигала не сразу.

«У меня часто бывает так: я рисую какой-то сюжет, под настроение или в рамках тематического заказа, на ткани появляется деталь, фрагмент, который позже, через несколько недель, а может быть, месяцев я встречаю в реальной жизни, – признается Лина Кашина. – Это своеобразное волшебство – рисовать то, что потом попадается на глаза».

Художница показывает фотографии работ, и я удивляюсь. С абсолютной точностью на красивом шелковом полотне изображена башня замка Крумлов в Праге. Хотя сюжет рисунка – совсем не чешский.  «Я сама удивилась, когда закончила работу над этим проектом, а через несколько месяцев попала с мужем в Прагу, это путешествие было спонтанным. Сравнивая фото по возвращении домой, я в очередной раз столкнулась с привычным явлением: в реальной жизни увидела то, что ранее каким-то образом проявилось в шелковом сюжете, – рассказывает Лина Кашина. – Так «нарисовались» Египет, Италия, Крит, Родос, города Бодрум, Эфес, Прага, город-крепость Каркасон на юге Франции». Многие заказчики обращаются к Лине постоянно – за подарками друзьям и родственникам; чувствуют, что у мастерицы легкая рука.

«Художнику, конечно, нужен зритель. Но мой критерий успеха – это сделать то, что задумала, сделать так, как не сделает никто другой. И я испытываю внутреннее ликование, когда узнаю, что моя работа преобразила человека внешне и придала ему уверенности в собственной неотразимости, уникальности», – говорит мастерица.

От художниц часто можно услышать, что определенные сюжеты исполняют конкретные желания: так, троица ангелов помогает забеременеть, маяк воплощает мечты (причем он обязательно должен «светить» не на закате), маки приносят любовь, а ключи и двери способны решить почти любую материальную проблему.

«Так бывает далеко не со всеми созданными мной вещами, но определенные закономерности и я, и заказчики прослеживаем – действительно, в вещах ручной работы есть какая-то магия. У меня есть своя система «знаков», которые вписываются в узор и «настраивают» носителя на позитивные изменения. Это очень индивидуально, и именно по этой причине я стараюсь узнать о заказчике или одариваемом лице больше, чтобы попасть в яблочко. Очень нравится, когда заказчики подходят с фантазией к сюжетам: так, мужчина заказал для своей возлюбленной пижамный комплект с осьминогом – так ему виделось творческое выражение страсти, а коллеги  крупного банкира попросили нарисовать на шелковом галстуке сурового орла, властелина большой горы – шутливый подарок пришелся по вкусу.

Ремесло росписи по ткани возникло примерно в то же время, что и ткачество. В древности украшение рисунками различных предметов и текстиля было ритуалом поклонения богам.

«Батик, как разновидность декоративно-прикладного искусства, очень утилитарен при всей своей сложности. Большинство моих работ уходят на экспорт – в Иванове достаточно сложно обеспечить себя заказами так, чтобы это занятие кормило. Себестоимость шелкового платка 90х90 см из хорошего, качественного полотна, которое будет красиво драпироваться и подвержено минимальному износу с течением времени, то есть такого платка, который не стыдно подарить, приятно носить, достигает, с учетом красителей, 1000-1500 рублей. Это цена без работы мастера и расходов на конечную отделку изделия.

Художница убеждена: если чуду положено свершиться, значит, надо этому процессу не мешать. Относительно творчества, которым занимается Лина, это правило перефразируется следующим образом: если рука хочет внести изменения в эскиз, не надо этому противиться. Надо слушать себя и свое настроение.

«Вокруг нас множество энергии, которую мы не понимаем, но от этого ее не становится меньше. Моя бабушка в войну, в периоды отчаяния, тоже расписывала ткани. Потом продавала получившиеся платки за копейки. Я узнала об этом много позже окончания Ивановского химтехникума и в принципе сразу поняла, почему близкие не были против выбора мною «сложной» профессии художника. Видимо, самовыражение через рисунок – это у нас семейное».

В 2002 году художница вышла замуж за писателя-историка Владимира Филиппова. Они живут в Иванове и не планируют покидать родной город.

«Я чувствую, что скоро «нарисую» очередное путешествие! – смеется Лина. – Хотя, мы пока не задумываемся над поездками, много других забот. Куда бы мы ни попадали, через неделю-другую я начинаю тосковать по Иванову и искренне не понимаю людей, которые не любят свой город. Иногда нужно совсем немного – пройтись по знакомым улочкам, и на душе становится спокойно и тепло и хочется творить!»

 ***

С 25 мая по 24 июня в Музее советского автопрома (Парижской Коммуны, 16) проходит молодежная выставка-конкурс живописи и графики «Сто (п)олный вперед», посвященная юбилею губернии

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Пухляш» и «Безразмерный» – вне закона 

Осторожно: появились непроверенные семена

Где жить будем?

«Семейную ипотеку» планируют продлить до 2030 года

Право на права

С 1 апреля в России изменятся правила получения водительских прав

Вторжение в личное пространство?

В этом году ивановских школьников снова проверят на наркотики

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам