БАННЕР
Михаил Тимофеев
Двадцать лет назад, проезжая через Манчестер из Лидса в Ливерпуль, я сквозь окно автобуса всматривался в черты утреннего города, пытаясь обнаружить в нем хоть какие-то черты «ивановскости». Их не было. Только на окраине в поле зрения попало что-то краснокирпичное

В двух Манчестерах Российской империи – польской Лодзи и финском Тампере –краснокирпичный индустриальный антураж сохранился в полной мере. Впрочем, в этих городах я был не проездом и могу их сравнивать с Ивановом по разным основаниям. Благодаря кинотеатру с названием «Лодзь» о городе-побратиме в Иванове знают. О северном Манчестере, или Мансе, как его там называют, вероятно, наслышаны очень немногие.

Итак, Тампере (до 1917 года известный в России как Таммерсфорс)–этовторой по значимости город страны после Хельсинки с населением в 230 тысяч жителей. Аналогом реки Уводи в нем выступает двухкилометровая протока Таммеркоски, делящая город на две части и соединяющая большие озера (их названия будто взяты из детской сказки про близнецов: Няси-ярви и Пюхя-ярви). Практически на всем протяжении водоем окружают краснокирпичные фабричные и заводские корпуса. Путь деиндустриализации Тампере в той же степени является схожим, сколько и отличным от ивановского, как и вся история двух городов. Бережное отношение к промышленной архитектуре XIX века у нас только начинает формироваться. Тампере – безупречный пример того, как можно преобразовать центр индустриального города в пространство культуры и отдыха. Крупные предприятия были выведены из исторической части за город, а опустевшие текстильные цеха стали занимать не только магазины, офисы, но и музеи. Сейчас в Тампере и его пригородах около 40 различных музеев, а также два крупных университета. Что, впрочем, не мешает ему быть уютным и немного сонным, с многочисленными беспризорными велосипедами на полупустынных улицах.

Прекрасный город фабрик

В 1938 году газета «Таммеркоски» писала: «Когда Тампере называют финским Манчестром, легко возникает ложная картина, совсем к нему не подходящая. Тампере –это не дымный, черный от угольной копоти город с мрачными кирпичными стенами, напротив, он светлый, чистый и красивый». Издание объявило конкурс на новый, говоря современным языком, слоган для города, который не отпугивал бы от него туристов.В качестве примера был приведен отзыв американского журналиста, назвавшего Тампере «белым северным Питсбургом», образцовым промышленным городом, свободным от грязи, сажи и пыли. Организаторы конкурса призывали сочинить такой девиз, который «представлял бы Тампере как индустриальный город, нов то же время отражал бы его исключительную природную красоту и красоту, сотворенную человеческими руками». В конкурсе приняли участие 117 человек, они внесли 314 предложений. Первое место присуждено не было, а на втором оказалось предложение мастера ЮссеЛайярвинена– «Прекрасный город фабрик».

Перепрофилирование индустриального наследия пошло на пользу и горожанам, и гостям, сделав Тампере крупным туристским центром. В бывшем здании фабрики «Френкель»ныне действует театр, в бывшей котельной разместился читальный зал городской библиотеки, в водоочистной станции «Мялтинранта» – художественная галерея. В здании бывшей красильни суконной фабрики «Веркаранта» находится центр прикладного искусства и ремесел. В бывшем прядильном цехе фабрики «Финлейсон», получившем в 1877 году имя «Плевна», сейчас расположилась большая одноименная пивоварня с рестораном и кинотеатр. В соседнем главном корпусе – один из музейных центров Тампере: в его стенах находятся музеи текстильной промышленности, паровых машин, шпионажа, медиа. В первом в мире музее шпионажа собраны «жучки», миниатюрные фотоаппараты, передающие устройства и прочие гаджеты «бойцов невидимого фронта». Многие экспонаты – это дары бывших агентов, анонимно присланные из разных уголков мира. Дежурным сувениром является кружка с «изречением» Джеймса Бонда «Shaken, not stirred». В бутиках фабричного комплекса можно купить сделанную вручную обувь, керамику и даже шоколад, изготовленный по старинным рецептам.

Мы с тобой два берега

На противоположном берегу Таммеркоски стоит завод «Тампелла», некогда выпускавший гидротурбины, корабли и паровозы. После его закрытия в четырехэтажных корпусах открылся музейный центр под названием «Ваприикки». Продукция завода стала основой экспозиции городского транспорта. То, что первая финская хоккейная команда появилась именно в Тампере, стало поводом для открытия музея хоккея. Кроме этого в заводских цехах расположились музей обуви, выставочный центр и ресторан. В сувенирном магазине здесь можно купить финское лакомство – лакричные конфеты и альбом «Tampere 1918», в котором рассказывается о Гражданской войне в Финляндии, основные бои которой происходили в районе «красного Тампере».(Статуя Свободы в городском парке на противоположном берегу свидетельствует о победе белофиннов.)

То, что северный Манчестер – город пролетарский и революционный, несомненно, роднит его с Ивановом. Только вот в нашем городе революционность с большими трудностями становится предметом вполне выгодного использования в рамках туристического позиционирования. Особое место среди музеев Тампере занимает единственный в дальнем зарубежье постоянно действующий музей Ленина. Он расположен в пятиэтажном Рабочем доме на бульваре, где в 1905 году проходила подпольная Таммерфорсская конференция РСДРП, на которой впервые встретились Ленин и Сталин. В сувенирной лавке при входе ленинская и советская символика дополняется интернациональной. «Революционные» майки за 17 евро представлены в большом ассортименте: красная с портретом команданте Че Гевары, белая – Ленина, черная – Карла Маркса и синяя – Гагарина. Пакетированный молотый кофе с ароматом рома украшает портрет Че, а вариант с запахом сибирских кедровых орешков – портрет Ильича.

Недалеко от музея находится район жилой застройки Амури, где соседствуют дома, построенные в XIX веке и многоэтажки 1970-х. Музейный проект «Рабочий квартал Амури» – это 30 квартир-коммуналок в пяти одноэтажных домах, построенных в конце XIX – начале XX века. Здесь по-прежнему работает сапожная мастерская 1906 года, пекарня 1930-х и бумажная лавка 1940-х годов. Музей открыт только в теплое время года, но кафе «Amurin Helmi» работает круглый год и предлагает лакомства, которые можно попробовать только в Тампере. Стоит ли говорить, что в Иванове ничего такого нет.

Перпендикулярные города

Поверьте, это очень странное чувство –быть в городе, очень похожем на родной, и проводить с ним параллели, которые не сходятся в точках, которые, казалось бы, неизбежны. О Лодзи и не очень эффективном побратимстве с ней я расскажу в следующий раз. Интересно, что помешало сделать еще одним побратимом Иванова его финский alterego?

Исследование историка Аркадия Степанова показывает, что развитие социально-культурной инфраструктуры финского и польского Манчестеровеще до 1917 года опережало Иваново. Есть чему поучиться у них и сейчас. Но это так – размышления вслух. Похоже, что стратегия развития города Иваново была написана не для того, чтобы ее реализовывать.

Вот уже несколько лет Центральный музей Рабочего союза «Верстас» в цехах «Финлейсона» не взимает плату за его посещение. Необходимо сделать ремарку о том, что музеи бывают разные. Формат «Верстаса» лучше передает словосочетание «культурный центр». Здесь работают детские творческие кружки, репетируют и выступают любительские музыкальные коллективы. Но есть и собственно музейные пространства. Жизнь фабричного города показана здесь с разных ракурсов:контора фабрики начала ХХ века, магазин для рабочих того же времени, квартиры начала ХХ века и 1970-х годов… Есть даже копия автозаправочной станции с автомобилем «Фольксваген-жук». В глубине экспозиции находится ткацкий цех, в котором стоят станки разных эпох, а при входе вывешены образцы выпускавшихся здесь тканей. Есть, конечно, в Иванове музей ситца. Но в нашем городе он чрезмерно камерный, не позволяющий предъявить миру всё великолепие и разнообразие выпускавшейся в городе и области текстильной продукции. Не говоря уж о станках. Да и в целом антураж особняка Д.Г. Бурылина– далеко не самое лучшее место для такого музея.

Если вы еще сомневаетесь в том, что ивановский фабричный потенциал используется пока не в полной мере, в следующий раз я расскажу, как это делают в Лодзи.(Продолжение следует.)

***

В течение второй половины XIX века Таммерфорс составлял почти половину индустриального потенциала Финляндии, был известен как город текстильной и металлургической промышленности. Однако в 1990-х он перепрофилировался поднужды телекоммуникационной индустрии и информационных технологий.По опросам общественного мнения, в 2012 году Тампере занимал первое место по уровню привлекательности для проживания среди финских граждан.

Самые читаемые статьи

Анна Семенова

Город – для предпринимателей

Где в Иванове будут развиваться производства и как получить поддержку

Дарья Капкова

Три этажа

необычного и предприимчивого

Александр Горохов

Производственный роман

«Давай сатин 60, ВМП и 30 боронок пряжи, а то план не дам ни хрена!»