Начался капитальный ремонт железнодорожного участка Фурманов – Волгореченск
Прошло заседание оргкомитета по подготовке к Первомаю
23 апреля состоится гала-концерт фестиваля
Он объединит жителей четырех улиц
В Иванове пройдут игры  женского чемпионата ЦФО по баскетболу
Жители могут контролировать ход работ
Строительная сфера в Иванове уже давно стала не только источником радости для новоселов, но и источником скандальных сюжетов.То обманутые дольщики, то вырубка деревьев, то застройка двора – и это далеко не полный перечень претензий, которые ивановцы предъявляют застройщикам.

С другой стороны, без возведения новых объектов невозможно представить себе развитие города. Но как совместить интересы коммерческих компаний, работающих в сфере строительства, интересы ивановцев и областного центра? Об этом и не только в преддверии Дня строителя мы поговорили с заслуженным строителем РФ, одним из руководителей группы предприятий «Квартал» Владимиром ШЕРСТЮКОМ.

– Владимир Анатольевич, почему у ивановцев возникает столько вопросов к застройщикам? В конце концов, строители тоже живут в нашем городе, ходят по тем же улицам, их дети играют на детских и спортивных площадках…

– Об этих претензиях мы знаем, и, бывает, что они обоснованны. Но сегодня сложилась интересная ситуация. Да, финансовый интерес всегда превалирует в деятельности любой коммерческой структуры. Но получение прибыли в жилищном строительстве в первую очередь зависит от того, будут ли построенные нами квартиры востребованы у горожан. А люди в последние годы стали думать не только о площади квартиры и ее планировке, но и о том, есть ли двор, как он обустроен, есть ли детская площадка, места для отдыха, озеленение, стоянка для машин. В бетонную коробку, которую воткнули среди плотной застройки, сегодня мало кто согласен переезжать. И мы должны учитывать эти запросы уже на стадии проектирования жилых домов или комплексов. Здесь всё просто: горожане сами подталкивают застройщиков к цивилизованному подходу при планировке придомовой территории. Конечно, есть исключения, но, думаю, что в ближайшие годы их будет всё меньше и меньше.

Второй момент – ужесточение требований нормативно-правовых документов. Два года назад были приняты изменения в правила землепользования и застройки, которые установили определенные требования к количеству машино-мест, площади детской и спортивной площадок. Тогда это вызвало серьезные споры среди застройщиков: говорили, что новые требования приведут к повышению себестоимости квадратного метра. Тем не менее это правильный подход. Люди должны жить в комфортных условиях, это касается и придомовой территории. И этот подход мы стали реализовывать задолго до принятия изменений в ПЗЗ. Например, в микрорайоне «Просторный» мы использовали концепцию «Двор без машин»: дома стоят таким образом, что машины во двор не въезжают (подъезды выходят на обе стороны дома, и можно оставить машину с внешней стороны) и дети спокойно там гуляют. Такой же принцип мы использовали в жилом комплексе «Малахит». Но он расположен в уже существующей застройке, и мы просто приподняли уровень площадок, которые находятся во дворе. Машины туда физически не могут заехать. 

Главное, чтобы «правила игры» были для всех понятны и одинаковы. И не принимались в самый последний момент.

Иногда жители жалуются на застройщиков, потому что не хотят ничего менять. Да, есть заросший пустырь, там бомжи и свалки, но пусть всё остается как есть. Вот такую позицию мне трудно понять. Нам приходилось сталкиваться с подобным отношением, но в итоге люди видят, что территория стала благоустроенной, зелень восстановлена – и проблема снимается. Так что многое зависит от подхода конкретного застройщика, от его готовности общаться с людьми.

– Но есть еще и проблемы с социальной и транспортной инфраструктурой. Строится несколько многоэтажных домов – а мест в ближайших садах и школах не хватает, поликлиника далеко, дороги не рассчитаны на возросший поток автотранспорта…

– Да, эти вопросы тоже есть, и они решаются не так быстро, как хотелось бы. Но давайте посмотрим на проблему в перспективе. Несколько лет назад говорили о сложностях в Авдотьине: огромный развивающийся район, постоянно возводятся новые дома, а выезд только один – через улицы Революционную и Ермака. Эти магистрали узкие, а расширить их вряд ли возможно из-за сложившейся застройки. Казалось бы, будет коллапс.

Но было принято правильное решение о строительстве западного обхода. Уже есть два варианта: можно выехать на улицу Парижской Коммуны или на Минскую. Власти города говорят, что в этом году будет введен в эксплуатацию еще один этап этой дороги – от Минской до Фрунзе. В результате мы получим возможность развести транспортные потоки.

Хочу вас заверить: и мэрия, и застройщики понимают, что вопросы инфраструктуры надо учитывать на стадии проектирования. Есть нормативы градостроительного планирования – и ни один застройщик сейчас не получит разрешения на строительство объекта, если выяснится, что эти нормативы по какому-то параметру (например, по местам в дошкольных учреждениях) не соблюдаются. Разрабатываются проекты планировки территорий. В том числе – при комплексной застройке. Сейчас мы разрабатываем проект нового жилого комплекса, и по расчетам там должен быть детский комбинат на 240 мест. Он будет заложен в проект. Конечно, для финансирования строительства социальных объектов привлекаются бюджетные деньги: сейчас есть федеральные программы, за счет которых можно получить средства на сады и школы, на объекты дорожной инфраструктуры. И в Иванове эти возможности используют. 

– А не получится так, что жилье вы или ваши коллеги построите, а покупать его не будут – у людей просто нет на это денег? Не получим мы в итоге пустые новостройки, как в Китае?

– Интересный вопрос. С одной стороны, в Иванове многие нуждаются в улучшении жилищных условий. С другой – покупательная способность заметно снизилась за последние годы. Так что подобные опасения небеспочвенны. И гарантий, что такого не произойдет, нет. Подтверждение тому – недостроенные объекты, работы на которых встали из-за того, что квартиры в них никто не хотел покупать. Ведь строительство – это не такие уж легкие и быстрые деньги, как кажется со стороны.

Но эту проблему понимают на государственном уровне и разрабатывают методы ее решения. Программа поддержки ипотечного кредитования, например, очень способствует поддержке отрасли: 70-80% квартир сейчас покупают по ипотеке. Есть и программа по расселению аварийного жилья, которая тоже стимулирует спрос на новостройки.

– С 1 июля серьезно изменились требования к застройщикам, использующим средства дольщиков. По мнению ряда специалистов, изменения могут привести к снижению объемов возводимого жилья и к банкротству части строительных компаний. Вы согласны с этим мнением?

– Здесь сложная ситуация. Сначала была разработана дорожная карта по постепенному отказу от работы со средствами дольщиков. Потом была принята масса поправок, причем таких, которые вызвали вопросы, а как вообще работать в таких условиях. Теперь, похоже, сами разработчики этих документов поняли, что перегнули палку, и насколько я знаю, уже этой осенью будут приниматься очередные изменения в законодательство.

Сама по себе идея защитить дольщиков и их средства через механизм работы с банками неплоха. Вопрос в том, как она будет реализовываться и какую позицию займут банки. Снижение объемов жилищного строительства однозначно надо ожидать. Но этому способствует и то, что в экономике по-прежнему наблюдается стагнация. Повышение НДС приведет к росту цен на стройматериалы, технику, комплектующие – а значит, и к росту себестоимости жилья.

С другой стороны, всё это заставит застройщиков более тщательно подходить к разработке новых проектов, просчитывать свои силы. В любом случае жилищное строительство останется одной из тех отраслей, которые задают тон развитию города.

Как бы ни складывалась ситуация, я хочу поздравить всех – и своих коллег по отрасли, и наших смежников и поставщиков, и жителей города Иваново – с наступающим Днем строителя и пожелать не терять оптимизма и верить в лучшее. Ведь строители – это люди, которые формируют облик наших городов и, по большому счету, определяют очень многое в нашей  жизни.

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Апрель – месяц саженцевый

Что огородники не посадили осенью, посадят весной. Как выбрать саженцы, чтоб они прижились

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам