Мэр Владимир Шарыпов обсудил с подрядчиком укрепление поврежденного участка набережной
II полуфинал конкурса 
На проведение мероприятий по обращению с животными без владельцев выделено 7,93 миллиона рублей
Акция «ЕГЭ для родителей»
Юбилей отмечает почетный гражданин города Иванова, у которого в трудовой книжке всего одна запись о приеме на работу
Определены абсолютные победители - обладатели кубка "Юный лыжник"
Нередко возникают ситуации, когда гражданин взял кредит в банке или микрофинансовой организации и не смог его вовремя погасить

Екатерина Сидорова, прокурор Ленинского района:

- С момента образования задолженности кредитор имеет право принимать меры к возврату. Распространена практика, когда в интересах кредитора действует коллектор. Иногда работа таких организаций по взысканию долгов приводит к конфликтам, особенно при личных встречах и телефонных разговорах.

Сейчас порядок действий, направленных на взыскание просроченной задолженности с граждан, урегулирован Федеральным законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ.

Что нужно знать гражданину, который имеет просроченную задолженность?

Во-первых, законом установлены способы взаимодействия с должником. В частности, допускается использовать:

– личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);

– телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи;

– почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.

Иные способы взаимодействия могут быть предусмотрены письменным соглашением между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах.

Во-вторых, взаимодействовать с должником на предмет погашения просроченной задолженности могут только сам кредитор, кредитные организации и лица, осуществляющие деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенные в государственный реестр.

В-третьих, установлен целый ряд условий использования отдельных способов взаимодействия с должником.

Например, не допускается направленное на возврат просроченной задолженности непосредственное взаимодействие с должником (личные встречи, телефонные звонки и т.п.), если он признан банкротом, лишен или ограничен в дееспособности, находится на излечении в стационарном лечебном учреждении, является инвалидом первой группы, является несовершеннолетним (кроме эмансипированного). Однако наличие указанных оснований должно быть подтверждено документально.

По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается непосредственное взаимодействие с должником:

– в рабочие дни с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;

– посредством личных встреч более одного раза в неделю;

– посредством телефонных переговоров более одного раза в сутки, более двух раз в неделю, более восьми раз в месяц.

Не допускаются действия, связанные в том числе с применением к должнику и иным лицам физической силы, уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких действий, любым другим неправомерным причинением вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом. Запрещено также оказание психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц.

Следует отметить, что взаимодействие не с самим должником, а с его родственниками, соседями и другими лицами в целях взыскания просроченной задолженности допускается только с согласия должника и при условии, что указанные лица не выражают несогласия на осуществление с ними взаимодействия.

Должник вправе направить кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, заявление об отказе от взаимодействия. Такое заявление направляется через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки исполнения должником обязательства.

После получения такого заявления кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не вправе по собственной инициативе осуществлять взаимодействие с должником путем личных встреч, телефонных переговоров, телеграфных, текстовых и голосовых сообщений.

Куда обращаться гражданину-должнику в случае нарушения прав при взыскании с него просроченной задолженности?

– В службу судебных приставов. За нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности установлена административная ответственность (ст. 14.57 КоАП РФ).

Уполномоченными на составление протоколов об административных правонарушениях по ст. 14.57 КоАП РФ являются должностные лица службы судебных приставов. Рассматриваются такие дела судами.

– В суд. Согласно ст. 11 Федерального закона № 230-ФЗ кредитор и лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны возместить убытки и компенсировать моральный вред, причиненные их неправомерными действиями должнику и иным лицам. Взыскание убытков и компенсации морального вреда возможно в судебном порядке.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Пухляш» и «Безразмерный» – вне закона 

Осторожно: появились непроверенные семена

Где жить будем?

«Семейную ипотеку» планируют продлить до 2030 года

Право на права

С 1 апреля в России изменятся правила получения водительских прав

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам