Не место красит человека

Трудно сломать устойчивый стереотип, мол, начальник – это хорошо, а дворник – плохо. Со стороны могло показаться, что Василия Антоновича Скуэ, мягко говоря, понизили в должности, когда свое кресло замдиректора он сменил на лопату и метлу. А между тем это было его осознанное решение.

На талантливого парня с латышской фамилией в 60-е годы в Иванове, конечно, обращали внимание. Светлый взгляд, умная голова. Если есть толковые предложения, деловая хватка и реальная польза производству – заметят. Хорошие инженеры всегда были в чести, им и рост, и уважение. Василий работал в конструкторских бюро и учебно-производственном комбинате Иванова. С годами всё больше стал заниматься административно-хозяйственной деятельностью. Как без нее? Какие бы задачи ни стояли перед предприятием, всегда кому-то нужно следить и за канализацией, и за теплом. Обеспечивать работу связи, следить за состоянием оборудования, мебели, инвентаря, канцелярских принадлежностей и прочее, и прочее.

Со временем Скуэ заработал репутацию крепкого хозяйственника, его стали приглашать на ответственные должности. А в 90-е назначили начальником хозотдела завода «Автокран». Тогда что-то достать и тем более что-то создать было трудно. А Василий Антонович мог. Благоустраивал территорию завода – лавочки, цветы, дорожки, создал заводскую химчистку и прачечную для рабочих. Даже стоянку для машин и велосипедов. Видя, как у него всё получается, руководство направило Скуэ в дом отдыха «Порошино» (старая дача Шаляпина). Василий Антонович вспоминает, что завод купил его у прежнего владельца буквально по цене одного автокрана.

– Годы работы в «Порошино» были замечательными. Волга, красота, место удивительное. Я пришел туда на должность заместителя директора с перспективой возглавить дом отдыха. Директору к тому времени было к восьмидесяти, и он хотел подготовить себе замену. Я взялся очень активно и многое успел. Коллектив собрал замечательный, настоящие работяги и профессионалы. Причем здания были ветхие, коммуникации изношены. А люди ехали отдыхать, им надо было всё обеспечить и условия создать достойные. Хлопот хватало. Так вот, когда я всё наладил, директор передумал уходить на пенсию, а чтобы я ему не мешал, сначала понизил меня до мастера, а потом и вовсе сократил. Я вообще расценил это как предательство (не только в отношении меня, но и всех работников, которым тоже досталось), очень переживал.

– Другие предложения были?

– Это был 1998 год. Все помнят, наверное, как в то время было трудно с работой. Но жизнь продолжалась, у меня жена, дочка, пришлось встать на биржу труда, с полгода ждал. И вот поступило предложение по моей специальности – заместитель директора по АХЧ в художественной школе. То есть работа, которую я делал всегда хорошо, знал и любил. Конечно, я согласился.

– А такие ли серьезные задачи стояли перед вами в художественной школе? Это ведь не завод и не дом отдыха.

– Что вы! Завхоз всегда занят. Хозяйство большое, хлопот много, а с детьми – тем более, когда столько всего им нужно для учебы! Моя задача была – обеспечить и детей, и педагогов всем необходимым: от крыши над головой до кистей и красок. Старался, чтобы везде был порядок.

– Что же случилось потом, почему сейчас вы не на своей прежней должности замдиректора?

Я проработал честно и ответственно почти 20 лет и понял, что наступило другое время – более прогрессивное. Появились новые законы, изменились условия торгов и закупок для нужд муниципальных предприятий. Надо было приобретать высокотехнологичное оборудование, компьютеры, подключать их к системе, всё по-новому. Я признался себе, что реально отстаю от такого объема информации. Может быть, потом я бы разобрался, но нужно было действовать оперативно. Я реально оценил тогда свои возможности. Было бы хуже, если бы я, не справляясь, изо всех сил старался удержаться в кресле. К тому времени мне исполнилось уже 65 лет. Я видел метания директора и решил написать заявление сам.

– Заявление об уходе по собственному желанию?

– По собственному желанию, но о переводе на другую должность – дворника. К тому времени она была вакантна.

Представляю, как это выглядело: «От заместителя директора... на должность дворника». Не унизительно было?

– Нет, нисколько. Вы знаете, вот уже четыре года я в новой должности, а отношение ко мне ничуть не поменялось – ни семьи, ни коллег по художественной школе. Первое время, конечно, все удивлялись и смотрели с сочувствием, мол, как же, такое понижение… А потом все привыкли. Обращаются ко мне по-прежнему уважительно, не дядя Вася или Антоныч (вроде теперь можно и проще), а только по имени-отчеству, как и раньше. Мне кажется, они меня даже как-то берегут. Когда много снега выпадает – выходят помогать. К тому же на полставки меня взяли еще рабочим по обслуживанию здания. Руками я тоже кое-что могу делать: починить двери, замки, мебель, повесить стенды, рамки, зеркала. Сейчас несут мне даже часы для ремонта. У меня есть прекрасная мастерская, о которой «человеку с руками» можно только мечтать.

– Я поняла, что в руководство вас уже не тянет. Но все-таки по чему-нибудь из прошлой должности вы скучаете?

– По конструкторской работе. Я и сейчас люблю что-то придумать, рассчитать, создать. Своими руками сконструировал и построил восемь лодок, делал их на заказ, люди хотели что-то уникальное и надежное. Последнюю сделал для себя. Она сейчас еще на доработке, стоит в нашем деревенском доме. Надеюсь торжественно спустить ее на Волгу.

– Ну а еще чего сейчас вам не хватает?

– Галстуков. Я их всегда любил, у меня есть целая коллекция хороших, дорогих, но сейчас их на работу не наденешь. Дресс-код не тот. Да и людей смущать не стоит, убирать мусор при параде нелепо. Правда, поводы надеть галстук все-таки бывают, меня всегда приглашают на праздники и торжества в художественной школе. И я очень рад. А почему нет? У меня есть возможность заняться творчеством и общаться с замечательными людьми. И мне никогда не бывает стыдно за свою работу, потому что я выполняю ее достойно.

После беседы с Василием Антоновичем Скуэ у меня сложилось ощущение его полной самодостаточности. Наверное, редкое чувство в наше время. Большинство людей, независимо от уровня достатка, все-таки недовольны своей жизнью. Всегда чего-то не хватает, всегда остаются обиды и неудовлетворенность. А здесь никаких стенаний и сожалений по поводу понижения, никаких ложных амбиций! Василий Антонович не теряет на это драгоценное время, живет полной жизнью, радуется простым вещам, получает от этого удовольствие, не заморачиваясь статусами. А ведь мудрый наш народ давно еще подметил: не место красит человека.

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам