Художника Николая Максимычева невозможно перепутать ни с кем. Достаточно один раз увидеть его работы - выразительные и экспрессивные, - и все, дальше этот уникальный почерк узнается безошибочно. При этом творчество Максимычева очень разнообразно, и даже традиционные, намоленные художниками виды звучат у него особой симфонией.

На прошлой неделе в галерее «Классика» открылась выставка, посвященная 70-летию со дня рождения Николая Максимычева. Живописец завершил свой земной путь пять лет назад, поэтому экспозиция пронизана воспоминаниями. «Папа обладал особенным умением успокоить, парой слов убедить, что вот об этом переживать не стоит», - рассказывает его дочь Анна. «Смотришь на его работу и видишь, что там все правда, и веришь каждому мазку», - говорит Марина Панина. «Это был настоящий мастер и по манере письма, и по художественной культуре, и по выбору натуры», - убежден Михаил Яроцкий. «Его манера поначалу казалась несколько грубоватой, излишне эмоциональной, - отмечает Юрий Ермилов. - Но через пятнадцать лет стало понятно, что художественная интуиция его не подвела».

Каждая из этих фраз - еще один штришок к образу Николая Максимычева. Он оставил после себя немало доброго - баек, историй, воспоминаний. Но самое главное - он сумел многое написать. Влюбленный в городской пейзаж, Максимычев с азартом работал на пленэрах в Санкт-Петербурге, Вильнюсе, Плесе, а родное Иваново исходил с этюдником вдоль и поперек. Эти пейзажи очень узнаваемы, почти реалистичны, но одновременно до краев насыщены эмоциями, суетливый бесконечный поток городского бытия бурлит в них полнокровно и нескончаемо. 

«Художественное дарование Николая Максимычева сродни поэтическому или музыкальному, с внутренней темой обостренной, оголенной любви. Увиденное обыгрывалось им неоднократно, с новыми ракурсами и поворотами темы, складываясь в своеобразные живописные циклы или сюиты», - пишет искусствовед Ивановского художественного музея Елена Белянина. Его восприятие всегда драматично, напряженно, оно едва удерживается на каком-то последнем пределе. Такое видение сохраняется даже в цветочных натюрмортах, где сирень, золотые шары и георгины вплескиваются в душу зрителя неистовым фонтаном, почти пугают яростным красочным буйством.

Вообще, Николай Максимычев был наделен даром изображать статичные предметы в движении. Дома, храмы, колокольни, памятники, огромные валуны и вековые деревья - все запечатлено в какой-то немыслимой динамике высшего порядка. Композиции его работ - центробежны либо центростремительны, каждый мазок вносит свою лепту в партитуру хаоса, из которого в конечном итоге должна родиться гармония. Кажется, будто художник использовал так много красок и закрутил их в таком бешеном ритме, что они вот-вот сольются в единое серое пятно - а рассеявшись, это наваждение явит нам нечто истинно прекрасное. Эта тайна часто пугает, может быть, не решался взглянуть на нее и сам художник, интуитивно загораживая ее тревожными черными мазками, перепутанными ветками деревьев, изысканным танцем цветных облаков… Кто знает, что искал он и что в итоге нашел?..

*** 

Выставка продлится до 19 августа, адрес галереи «Классика»: ул. Палехская, 10. Время работы: с 9 до 18 часов, выходной - воскресенье. Вход свободный.

Завершается отопительный сезон

Отключение тепла начнется 25 апреля

Завершилась "Студенческая весна-2024"

Она объединила более 500 студентов высшего и среднего профессионального образования

После субботников

Вывезено около 90 процентов собранного мусора
все новости

Самые читаемые новости

Редакция РК

График выплат детских пособий в мае

Пособия выплатят в срок

Редакция РК

Колесо обозрения вернулось

Аттракцион заработает 1 мая

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам