Новые автобусы ЛИАЗ вышли на маршруты в Иванове
Первый объект, благоустроенный в этом году по программе «Местные инициативы», прошел общественную приемку
Ивановский театр кукол приглашает на премьеру!
Общественный совет города обсудит ремонт проспектов Шереметевский и Ленина
Вопросы, связанных с пуском тепла, в первую очередь необходимо направлять в управляющие компании

В 1934 году на сцене ивановского драматического театра был поставлен «Гамлет» (режиссер И. Эллис, художник Н. Медовщиков). Декорации изображали мрачные своды замка, а во всю высоту задника чернел крест. Он, видимо, символизировал неподъемный груз, который датский принц несет в себе по воле отца-призрака. (Удивительно, что в то время были возможны прямые христианские аналогии).

Созвучность времени

В этом сезоне ивдрама вернулась к знаковой пьесе Шекспира, это второе обращение к «Гамлету» за 90 лет. На этот раз постановщики обошлись без декораций. Да и тема отца нивелирована. В современной версии тень убитого короля не появляется. 

Режиссер Геннадий Тростянецкий отказался от ряда действующих лиц, перетасовал реплики героев и кое-что добавил от себя. В афише спектакль назван «Шекспир. Из Гамлета», что снимает возможные претензии. Получилась вариация на известный сюжет.

По костюмам актеров невозможно понять, какое время воссоздается. Это и не средневековье, и не современность – кажется, что перемешены разные стили и эпохи. Путаницу усиливает одна из первых сцен – «пресс-конференция» короля Клавдия: свой монолог он говорит в несколько микрофонов. Вероятно, режиссер пытался таким образом показать вневременность шекспировского сюжета, его вечную актуальность.

При этом очевидных пересечений «Гамлета» с сегодняшним днем спектакль не предлагает. Зато ивановская версия 1934-го года, хоть и создавалась в исторических костюмах, получилась именно в контексте своего времени. Критик тогда отмечал: «Ивановский спектакль – одна из ценных попыток найти новую версию великой трагедии. Ее мысль ясна: подвиг борьбы, испепеляющий Гамлета, тем сильней и славней, что он осуществляется актом воли, мужественно выросшей и окрепшей в борьбе идей, исключительных по силе и глубине».

Театральный вопрос

90 лет назад Гамлета играл Михаил Курский – заслуженный артист республики, руководитель ивановской труппы. Сейчас главную роль (по крайней мере такой она задумана у Шекспира) исполняет Антон Попов. За актером интересно наблюдать. Его персонаж получается цельным: без самокопания, внутренних сомнений. Нет того, что в русской традиции принято называть гамлетизмом. Кажется, этот герой с самого начала знает цену и себе, и всем остальным. Его действия решительны и вполне рациональны.

В нынешней версии переформулирована самая известная реплика Гамлета. Вместо «Быть или не быть» он спрашивает: «Верить или не верить». Подобная вольность, искажающая Шекспира, сначала поражает. Но надо отдать должное, переиначенный монолог придает новые интересные смыслы. «Верить или не верить» – проблема, которая является основной в первую очередь для русской литературы. Также это сущностный вопрос для самого театра (как тут не вспомнить знаменитую фразу Константина Станиславского). 

Спектакль Г. Тростянецкого поставлен как спектакль в спектакле. Сначала выходит будто бы бродячая труппа, где актеры между собой обсуждают: «Коллеги, а не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира? – Замахнуться!». И дальше лицедеи показывают «Гамлета». (Вероятно, схема позаимствована из «Полоумного Журдена» М. Булгакова»). 

«Двойная игра» заключается еще и в том, что зрители и актеры меняются в ивановском спектакле местами. На сцене сидит публика, а в зале – часть труппы. Там же, среди рядов кресел, произносятся реплики пьесы (выбран перевод Пастернака), разворачивается действие. Актеры между явлениями уходят не за занавес, а в верхнее фойе – словно в обычную жизнь. Этот переворот пространства – своеобразная иллюстрация шекспировской фразы о том, что весь мир – театр, а люди в нем – актеры.

Главный герой

Трудно сказать, кто действительно главный герой в нынешнем спектакле. Постановщик Г. Тростянецкий пытается направить луч софита прежде всего на семью королевского советника Полония (роль отдана актеру Дмитрию Бабашову). Якобы, именно он режиссирует всем, что происходит в датском королевстве. Лирическую объемность «серому кардиналу» придает его многозначительная реплика: «В молодости и я ох как натерпелся от любви! Почти что в этом роде». Но сделать Полония главным действующем лицом не получается хотя бы потому, что он погибает в пьесе первым – задолго до финала.

Неожиданно трактуется и образ Офелии – дочери Полония (актриса Тамара Лимонова). Спектакль намекает на ее порочные отношения с Гамлетом, Клавдием и даже с собственным братом Лаэртом. 

Педалируется сравнение Полония с рыбным торговцем. Так во времена Шекспира называли сутенеров. Выходит, что королевский советник смотрит на свою дочь, как на живой товар. Потому его так интересуют отношения Офелии с принцем, потому он старается организовать свидание девушки и короля. 

Вопреки Шекспиру возлюбленная Гамлета в ивановском спектакле не погибает. Во время похорон сообщается, что гроб пустой («пустоту хоронят»). При это сама Офелия, почти неразличимая для зрителя, стоит в зале и наблюдает со стороны за «погребением». Еще один необычный штрих к образу – накладной живот. При первом появлении Офелии кажется, что она беременна. Достаточно быстро актриса достает из-под платья подушку и отдает королю (о символике жеста см. выше). В финале героиня, сошедшая с ума, вновь оказывается «в положении». 

В новом спектакле хватает неожиданных загадок. Их адресат и назначение не всегда понятны. Вряд ли многие зрители различат в тексте «Гамлета» режиссерские вкрапления из «Короля Лира» и «Ричарда III». Также сложно уследить, например, за тем, как актеры между собой обмениваются шляпами или когда снимают плащи – а в этом есть скрытый смысл. Подобные мелочи любопытны, но они не выглядят ценными подсказками и никуда не ведут.

90 лет назад

В 1934 году «Гамлет» в ивановском театре оказался успешным. Журнальная заметка того времени свидетельствует: спектакль «за сезон прошел свыше сорока раз при переполненном зрительном зале, возбуждая живой и глубокий отклик в зрителе». Любопытно, насколько Шекспир будет востребован в этот раз. Ближайший спектакль заявлен в афише 29 февраля. Цена билета – 900 рублей.

… Предваряя сейчас премьеру, ивановский драматический театр заявил, что именно с «Гамлета» 90 лет назад началась его история. Увы, документальные свидетельства опровергают эту красивую версию. Но, в театре далеко не всё должно быть правдой. Как не вспомнить здесь нашего обновленного Гамлета, который озадаченно спрашивает: «Верить или не верить?».

***

Подробная рецензия Николая Голубева на спектакль «Шекспир. Из «Гамлета» опубликована в профессиональном «Театральном журнале». 

https://journal.theater/review/spektakli-i-pesy/nikolay-golubev-otzvuki-gamleta/?ysclid=lsiq36hho2214765851

***

В спектакле задействовано два состава актеров. Гамлета играют А. Попов и К. Горшков, Гертруду – Т. Кочержинская и Ю. Волкова, Офелию – Т. Лимонова и Е. Чиглинцева. В роли Клавдия – А. Втулов; Полоний – Д. Бабашов, Лаэрт – Н. Степанов. Также задействованы Э. Тугушев, А. Булычёв, Я. Дергачёв, И. Татарникова, Л. Соколова, А. Рыжкина, Т. Птицына. 

Фото А. Коростелёв (ivdrama.ru).

«Наука побеждать»

Ивановский театр кукол приглашает на премьеру!

Варианты реконструкции главных магистралей

Общественный совет города обсудит ремонт проспектов Шереметевский и Ленина

Возобновляется подача тепла в жилые дома

Вопросы, связанных с пуском тепла, в первую очередь необходимо направлять в управляющие компании

Самовольная постройка

На улице Каравайковой снесли незаконно построенный объект
все новости

Самые читаемые новости

Редакция РК

В едином стиле с «Адмиралом» 

Новые автобусы ЛИАЗ вышли на маршруты в Иванове

Редакция РК

Проект "Уютного двора"

Первый объект, благоустроенный в этом году по программе «Местные инициативы», прошел общественную приемку

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам