Из поколения в поколение. Семейные реликвии
Детская площадка по программе местных инициатив
В Иванове пройдет очередной конкурс-фестиваль 
На нескольких участках улиц города вводится одностороннее движение
В настоящее время работы идут на десяти объектах
Разметка пешеходных переходов

Чеховская пьеса показывает, как субъективно восприятие счастья. Зачастую мы, как и три сестры, ищем его через псевдоцели: переехать в Москву, поменять работу, вступить в отношения. Но на самом деле всё это, видимо, пустая суета – за счастьем не нужно гнаться. 

Слуги в доме Прозоровых – не рефлексирующие и не стремящиеся к высоким идеалам – вполне довольны своей судьбой. Показательно, что в ивановском спектакле второстепенные персонажи (горничную играет Екатерина Чиглинцева, няньку – Ольга Амалина, Ферапонта – Александр Краснопольский) выглядят более симпатично и цельно, нежели главные действующие лица. А лучше всех дела, судя по тексту, идут у председателя земской управы пошляка Протопопова, хотя сестры про него отзываются пренебрежительно и точно не считают примером.

Общепризнанных критериев счастья нет. Оценка происходящего зависит от выбранной оптики. Кстати, то же самое можно сказать про новую постановку в театре драмы. При желании можно признать ее удачной и интересной. Но для этого важно изначально идти на премьеру с соответствующей установкой. Спектакль получился таким, что недостатки легко можно отнести к достоинствам, и наоборот. 

Роща без коры и без листвы

Рассмотрим, например, минималистичную сценографию. Трехъярусный помост, сколоченный из досок (такой обычно ставят для выступления хора), ширма, пара венских стульев и круглый стол, – вот и всё. Кто-то предположит, что на декорациях сэкономили. Но можно увидеть в этом удачный концепт: в доме сестер нет уюта – они не хотят обживаться в провинции, грезят Москвой. Жизнь идет, а они воспринимают ее как черновик, сидят на чемоданах.  

Также художник-постановщик Кирилл Пискунов «расставляет» по сцене обструганные стволы тонких деревьев (смотрятся они как сиротливый лес на болоте). Это уже прямая иллюстрация к чеховскому тексту: «Вот дерево засохло, но всё же оно вместе с другими качается от ветра». Понятно, что эта метафора относится к сестрам, к их жизни. Неслучайно Маша, томясь, повторяет: «У Лукоморья дуб зеленый».  

Образ Маши получился самым ярким, запоминающимся. Актриса Елизавета Дубровина делает свою героиню жесткой и прямолинейной, подчас грубой. Две другие сестры милы, по-своему трогательны, но похожи до путаницы (я видел игру Ирины Татарниковой и Алисы Рыжкиной, в другом составе заявлены Елена Фролова и Тамара Лимонова). 

Возвышенный образ мыслей и невысокая жизнь

Спектакль поставлен так, что генеральские дочки выглядят как заурядные и даже глуповатые мещанки. Нет никакого намека на аристократизм и высокие чувства. Поэтому не фраппирует сцена, в которой Маша произносит монолог о необходимости труда, а подполковник Вершинин мнет ей ягодицы. 

Предложенная трактовка сестер непривычна. Кажется, сам текст противоречит ей. Но в то же время можно счесть это и за удачный режиссерский ход (постановщик – Леонид Алимов): главных героинь сознательно опошляют, чтобы уравновесить с Натальей – женой брата, которая обычно выступает антиподом.

Наталья (ее играет Юлия Волкова) за время спектакля несколько раз меняет костюм – но каждый раз появляется в брюках, в чем-то ярком и современном – совсем не по моде чеховского времени. Эту нарочито прямолинейную метафору разгадать несложно. Человеком будущего (о котором периодически заходит речь в пьесе) будут не умные и образованные, а такие, как Наталья: хамоватые, беспринципные, идущие по головам. 

Как видите, в ивановском спектакле используются разные варианты художественной выразительности. С одной стороны, это интересно, а с другой – не хватает цельности. Актерам трудно переходить от новаций к традиции. Например, в самом начале, когда сестры выбегают на сцену из зала, они так торопятся, что эмоционально сбиваются: говорят про смерть отца чуть ли не с хохотом. 

Верен классической актерской школе Михаил Кашаев (роль военного доктора Чебутыкина). Он не противоречит общему курсу на «осовременивание» пьесы, но при этом играет олдскульно и выразительно. Его монологи об иллюзорности жизни, о стариковском одиночестве действительно заставляют задуматься, достигают своей цели. 

Караоке и «дорожное» радио

Перед премьерой ивановский театр подчеркивал: «Три сестры» поставлены в точном соответствии с текстом Чехова. Думается, что зрители, которые поверили в это и купили билеты ради классической подачи, рискуют разочароваться. Кое-что в пьесе все-таки переписано. И, повторюсь, художественные решения далеки от традиционных. К примеру, в середине второго акта Андрей Прозоров, брат трех сестер, берет в руки микрофон и, как в караоке, начинает завывать: «Я люблю тебя до слез, / Каждый вздох, как в первый раз, / Вместо лжи красивых фраз / Это облако из роз». 

При желании можно оправдать этот ход постановщика. И выбор песни, и кабацкая надрывность вполне отражают противоестественное состояние Прозорова, который заставляет себя видеть высокое в обыденном, любовь в предательстве. Однако из-за громкости и экстравагантности музыкальный номер выглядит как кульминация всего спектакля, при этом остальное – важное для драматурга – становится лишь фоном. 

Показательна реакция зрителей на эстрадную песню в чеховской пьесе. Кто-то захихикал, кто-то встал и вышел из зала. Но большинство, судя по реакции, просто не поняли смысла этой псевдопровокации.

Музыка в ивановских «Трех сестрах» вообще звучит, кажется, постоянно: оперные арии, народные причитания, Тото Кутуньо, тальянка, военные марши и даже нечто похожее на группу «Фабрика» (песня про рыбку). Это всё подложка для реплик персонажей. Конечно, под такое «дорожное» радио едва ли можно всерьез прочувствовать монологи о труде, людях будущего, о смысле страданий. 

Возможно, музыкальный «шум» призван показать абсолютную бесполезность философствования, которому предаются главные герои пьесы. Но, боюсь, звуковая избыточность объясняется иначе: режиссер просто не доверяет актерам – считает, что монологов недостаточно для воздействия на зрителя и потому добавляет для настроения мелодию.

Этот спектакль во многом амбивалентен. И даже не знаешь, хорошо это или плохо. В самом театре, кажется, в успех не очень верят – показательно, что на премьеру не пригласили прессу. Но, думается, в любом зале найдутся зрители, которые будут кричать «браво», и те, кто не досидит до конца. Многое, как учит нас Чехов, зависит от выбранного ракурса, от изначального настроя. 

«Три сестры» заявлены в афише 8 и 15 октября.

В роли Андрея Прозорова – Кирилл Горшков, муж Маши – Дмитрий Бабашов, подполковник Вершинин – Андрей Булычёв, Тузенбах – Яков Дергачёв и Никита Степанов, Солёный – Антон Попов, Родэ – Эрик Тугушев.

«Степашка» на Демидовской

Детская площадка по программе местных инициатив

«Медные трубы»

В Иванове пройдет очередной конкурс-фестиваль 

В Иванове приведут в порядок 42 дороги 

В настоящее время работы идут на десяти объектах

В Иванове обновляют "зебры"

Разметка пешеходных переходов

Дополнительный день

Клиентские службы отделения СФР по Ивановской области работают каждую последнюю субботу месяца 
все новости

Самые читаемые новости

Редакция РК

«Ночь музеев»

Из поколения в поколение. Семейные реликвии

Редакция РК

Изменение схемы движения

На нескольких участках улиц города вводится одностороннее движение

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам