Традиционный легкоатлетический пробег пройдет в Иванове 1 мая
Автобусы будут курсировать из Иваново до городских кладбищ и обратно с 06.00 до 15.00
Пособия выплатят в срок
Аттракцион заработает 1 мая
Отключение тепла начнется 25 апреля
«Автокран» выходит из затянувшегося кризиса

За ивановское предприятие «Автокран» сейчас переживает вся область. Не секрет - регион известен на весь мир не только текстилем и невестами, но и автокраном «Ивановец».  И, безусловно, все понимают - выходить из кризиса предприятиям машиностроительного комплекса особенно тяжело.

Лучший завод страны

Ивановский завод автокранов был построен и введен в эксплуатацию в 1954 году. В тот же год 4 ноября из стен еще строившегося предприятия вышел первый кран - знаменитый К-51 с механическим приводом грузоподъемностью 5 тонн. А уже в 1958 году предприятие осваивает выпуск автокранов на экспорт: подъемные машины К-51 были отправлены в Китай.

Затем более полувека «Автокран» был крупнейшим предприятием России и стран СНГ по производству автомобильных кранов, крупнейшим производителем опорно-поворотных устройств на всей территории бывшего СССР, а также единственным производителем и поставщиком автомобильных кранов военного назначения в России, включенным в соответствии с решением Рособоронзаказа в «Реестр единственных поставщиков российских производителей вооружения и военной техники».

Заводом разработаны автокраны грузоподъемностью 16, 25 и 50 т, которые ежегодно поставлялись и поставляются для нужд Министерства обороны в рамках Гособоронзаказа. А знаменитый «Ивановец» еще в 2015 году пользовался спросом не только в нашей стране, но и в Боливии, Чили, Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Уругвае и на Кубе.

Непростая ситуация

Кризис ударил по всем. Но еще в 2015-м году казалось, что выход найден. Для поддержки ОАО «Автокран», основной его кредитор - Сбербанк РФ подтвердил одобрение 7-летней программы реструктуризации задолженности завода. Другим кредиторам было предложено также разработать соответствующие программы по финансовому оздоровлению предприятия.

Но в конце 2015-го - начале 2016 года ситуация резко ухудшилась. Санкции затруднили покупку комплектующих для импортного заводского оборудования, обвал рубля негативно отразился на политике банков в отношении предприятия, начавших сокращать кредитные лимиты.

«Автокран» атаковали со всех сторон. 30 декабря 2015 года был зарегистрирован иск «Мосгорэнерго» о несостоятельности предприятия, в феврале завод проиграл дело о взыскании с него задолженности в размере 370 млн. В мае активизировались банки. Газпромбанк потребовал взыскать 490 млн рублей, а АКБ «Международный Финансовый Клуб» - порядка 320 млн рублей. И это далеко не полный список.

Кроме того, значительно сократился и объем заказов.

- Такого, чтобы рынок упал до такой степени, за свое время работы в этой отрасли я не помню, - говорил тогда гендиректор предприятия Василий Белов.

На заводе стала расти задолженность по заработной плате, начались сложности с кредитными выплатами, платежами за потребляемые ресурсы. В новостях появилась информация об общей задолженности по заработной плате порядка 149 млн рублей, работники завода не раз устраивали пикеты.

- В начале 2016 года к нам в аппарат стали обращаться сотрудники предприятия «Автокран», - говорит уполномоченный по правам человека Наталья Ковалева. - Основная жалоба - невыплата заработной платы. Мы оказывали этим людям юридическую помощь, помогали грамотно составить заявления в надзорные органы, были инициаторами проведения заседания общественного совета службы судебных приставов по этой теме, обращались с этим вопросом к уполномоченному по правам человека РФ. В конце весны выплаты пошли, и поток заявлений сократился. В этом году ни одного обращения от сотрудников предприятия не поступало.

Председатель профкома «Автокрана» Надежда Кашина  говорит, что сейчас численность работающих на предприятии сократилась до 1109 человек. Для сравнения: еще в 2007 году людей было почти в два раза больше, в начале двухтысячных - 3600, а в советское время - 5300 человек.

- У нас удивительный коллектив, - подчеркивает она. - На «Автокране» никогда не получали  большой зарплаты, но всегда был корпоративный дух. Даже сейчас те, кто остался, переживают за коллег, которые ушли, стараются работать, брать заказы, чтобы вернуть долг. Задолженность перед работающими сотрудниками удалось сократить до 30 миллионов рублей. Текущую же заработную плату удается выдавать вовремя: выплаты были и перед Новым годом и в конце января.

Однако работать по заказам сложно. Из-за долгов арестованы счета, все имущество предприятия в залоге у банков. Конечно, это создает дополнительные проблемы. Работают с постоянными, проверенными заказчиками.

- Выпуск автокранов производится. В декабре 2016 года в ОАО «Автокран» произведено 16 автокранов. Всего за период с января по декабрь 2016 года на предприятии выпущено 242 автокрана, - отметил директор областного ДЭРиТ Александр Лодышкин.

- Сейчас у нас есть заказ на 30 кранов ежемесячно, так что пока работаем - предприятие загружено на 40 процентов, - говорит Надежда Кашина.

Есть ли перспективы?

Определенно, есть. Завод «Автокран» включен в перечень системообразующих организаций и организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли экономики. За его судьбу искренне переживают на всех уровнях.

Александр Лодышкин сообщил, что в течение 2016 года в правительстве Ивановской области, а также на уровне профильного министерства велись переговоры по выведению предприятия из кризиса и поиску стратегического инвестора, который был бы готов восстановить деятельность завода. В настоящее время ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» принято решение о финансировании проекта, направленного на восстановление полного цикла производства автокранов на мощностях ОАО «Автокран».

«Основной кредитор ОАО «Автокран», Сбербанк, свой долг продал, и сейчас происходит процедура реорганизации», -  отметила на коллегии департамента экономического развития заместитель губернатора Светлана  Давлетова. Ранее управляющий Ивановским филиалом Сбербанка Виталий Дорошенко заявлял, что новому инвестору открыта кредитная линия.

По словам Светланы Давлетовой, ГТЛК - группа компаний, которая в свое время уже выделяла кредитные ресурсы «Автокрану» на монтаж производственной линии по выпуску уникальных стрел овоидного профиля для автокранов «Ивановец». В 2012 году она заключала договор с ОАО  «Автокран» о финансировании модернизации предприятия.

Похоже, ГТЛК можно верить. Государственная транспортная лизинговая компания - одна из ведущих организаций на рынке лизинговых услуг России, входящая в ТОП-5 лизинговых компаний и занимающая лидирующие позиции в сегментах лизинга авиации и водного транспорта.

Основными направлениями деятельности компании являются лизинг воздушного транспорта, речных и морских судов, железнодорожного транспорта, грузовых автомобилей и специальной техники, а также энергоэффективного городского пассажирского транспорта, в том числе на газомоторном топливе и электрической тяге. Также ГТЛК обеспечивает реализацию транзитного потенциала Российской Федерации и развивает транспортно-инфраструктурные проекты с применением механизма лизинга. То есть сотрудничество ГТЛК с  ивановским предприятием «Автокран» вполне логично. Важно, что единственным акционером компании является Российская Федерация в лице Министерства транспорта РФ.

К слову, у предприятий уже был успешный опыт сотрудничества. Соглашение о финансировании модернизации производственных мощностей завода было заключено в 2012 году.

- Мы часто видим представителей ГТЛК на предприятии, особенно регулярными визиты стали в 2016 году, - рассказывают сотрудники. - Мы слышим с экрана телевизора о том, что ситуация стабилизируется. Однако никакой официальной информации к нам не поступало, представители ГТЛК пока не проводили никаких официальных встреч с коллективом.

Что ж, очевидно, что ждать осталось недолго. Официальные документы на подписи, юридические вопросы урегулируют. Мы ждем о ситуации на предприятии только хороших новостей.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Главное – не верба

Можно ли дарить освященные веточки?

Кочевое племя 

Кто, как и зачем сегодня заступает на вахту вдали от дома

«Стремились передать чувство радости»

Художники Родионовы – о своих знаковых полотнах

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам