Юные ивановские дарования завоевали несколько наград
В Иванове вновь пройдет гонка ГТО 
Все другие мероприятия состоятся
5 мая на стадионе "Текстильщик" пройдут всероссийские соревнования по лёгкой атлетике
Традиционный легкоатлетический пробег пройдет в Иванове 1 мая
Автобусы будут курсировать из Иваново до городских кладбищ и обратно с 06.00 до 15.00
Рисующий кино

Когда исторический художественный фильм «Викинг» вышел на экраны,  его встретили бурно и неоднозначно. Однако, браня сюжет, практически все отдавали должное качеству «картинки». И здесь у нас есть повод для гордости: художником эскизов и концептов к фильму стал член Ивановского отделения Союза художников России Сергей АЛИБЕКОВ.

 - Сергей Арифович, расскажите, какую роль играет художник в работе над современным фильмом? И какая задача была у вас на «Викинге»?

- Работа над «Викингом» началась в 2009 году, режиссер Андрей Кравчук принес генеральному продюсеру «Дирекции кино» Анатолию Максимову идею сделать историю становления Владимира на престол и крещения Руси. Мне предложили разрабатывать визуальную концепцию фильма, и первой задачей стало нарисовать сцены, придуманные режиссером и продюсером, чтобы можно было начать подбор актеров, готовить костюмы и декорации и, чего таить, искать деньги на фильм.

В этом фильме от художника зависело очень много, первые три-четыре года я рисовал, как это выглядит. Военные костюмы - полностью мои эскизы. Прорисовывать пришлось и игровой реквизит - светильники, чашки, топоры, знамена, флаги, орнаменты, вышивки… Выполнял их в деталях, а потом уже художники по костюмам и реквизиту скрупулезно воплощали то, что было нарисовано - все мечи, щиты, ножи, панцири, шлемы, плащи, заколки. Правда, от того, что мы придумали, в самом фильме осталось процентов тридцать. Нарисовать - это одно, а воспроизвести, построить - другое, тут нужна и физическая, и духовная закалка. Кино - это большой коллективный труд.

- Эпоха князя Владимира - это Х век. Пришлось что-то изучать дополнительно?

- Во-первых, требовалось понимание, что же это было за время. В литературе об этом периоде встречаются только далекие описания, археологические раскопки - это что-то на уровне фундаментов. Есть реконструкции, домыслы, версии, но никаких конкретных свидетельств не осталось. Какой была архитектура, как одевались люди? У меня были десятки вариантов.

Разумеется, мы поднимали литературу, памятники, главными историческими консультантами кинокартины стали доктора наук, историк и археолог В.Я. Петрухин и лингвист Ф.Б. Успенский. Мы ездили в Норвегию, Чехию, Киев, изучали памятники архитектуры, близкие по стилю к тому периоду, искали мастеров.

У нас не было задачи сделать костюмы и реквизит с музейной достоверностью, мы занимались чистым искусством. Мы не стремились к музейной реконструкции, нам хотелось зрителя окунуть по ощущению в то время, как мы его представляем, и чтобы зритель при том угадывал и свои современные черты, например в военном костюме.

- Вы довольны фильмом? Как вы относитесь к негативным отзывам на «Викинга»?

Я всегда смотрю кино с точки зрения -  получился мир или нет, окунаюсь я в него или нет. В «Викинге» получилось на сто процентов. Другое дело, что есть драматургические огрехи. Может быть, стоило четче определить, на какую аудиторию рассчитан фильм, будет это  арт-хаус или чистый блокбастер, что будет в приоритете - искусство или смотрибельность. И, на мой взгляд, именно эти вещи создали непонимание со стороны зрителя. Если, например, Герман в «Трудно быть богом» сразу заявил, что это авторское кино, то с «Викингом» получилось иначе. Люди шли на боевичок, ожидая увидеть великого князя. А увидели князя, подверженного слабостям, сомнениям. И разочаровались.

- В каких еще кинематографических проектах вы участвовали? Какой из них можете назвать самым интересным для себя?

- Я в кино с 1983 года, в основном занимался анимацией. Мультфильм «Будет ласковый дождь», где я был художником-постановщиком, получил несколько международных призов, и мне дали возможность работать самостоятельно. В 1986 году я написал свой первый сценарий, а в 1988-м закончил первый мультфильм - «Пауза», где был и режиссером, и художником-постановщиком. Всего у меня четыре режиссерские работы.

Первый фильм, где я стал художником-постановщиком, вышел еще в 1987 году, это был «Вельд» по Рею Брэдбери. А в 2004-м режиссер и продюсер «Турецкого гамбита» Джаник Файзиев пригласил меня в проект, где я работал над визуальными эффектами. Позже я участвовал в сериале Владимира Хотиненко «Гибель империи», в фильмах «1612», в «Книге мастеров» был художником-постановщиком, в «Шпионе» рисовал концепты к образу Москвы, для «Экипажа» разработал сцену катастрофы, разрушение аэропорта. Но, пожалуй, самым интересным проектом стал как раз «Викинг», для художника это просто Клондайк. Сейчас я уже начал работу над фильмом «Тобол», по одноименному роману Алексея Иванова, выход ленты в прокат запланирован на 2019 год.

«В искусстве нужно всегда стремиться к положительному изображению мира, чтобы человек, глядя на твои работы, испытывал вдохновение, а не ощущение мерзости от бытия. Это сложнее и дольше».

Для «Викинга» художник создал более трехсот цветных концептов и около тысячи рисунков.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Главное – не верба

Можно ли дарить освященные веточки?

Кочевое племя 

Кто, как и зачем сегодня заступает на вахту вдали от дома

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам