Из поколения в поколение. Семейные реликвии
Детская площадка по программе местных инициатив
В Иванове пройдет очередной конкурс-фестиваль 
На нескольких участках улиц города вводится одностороннее движение
В настоящее время работы идут на десяти объектах
Разметка пешеходных переходов
О гербарных листах, ботанических рисунках и плоскостной флористике

Гербарная сетка на мольберт не похожа, но общее у ботаника и художника определенно есть. Прежде всего чистый лист. Краски, конечно, разные. Для ученого это соцветия и листья. Но палитра не менее, если не более, многоцветна, чем у живописца.

При должном мастерстве гербарный лист становится настоящим портретом растения. А если в манере ботаника работает художник, получается настоящее произведение искусства. Так можно сказать, к примеру, о картинах нетипичного палехского мастера Ярослава Пикулева.

Арт-картофель

Обычную, казалось бы, иллюстрацию картофельного куста, типичную для учебника, он превращает в загадочный образ, добавляя всего несколько штрихов. К латыни, традиционной для обозначения вида растения, добавляет надпись в старорусском стиле: по шрифту и... по содержанию. Пояснение получается следующее: «... взращивается на полянах житейских для пользы телесной во притупление голода и урчания живота».

Такая этикетка, конечно же, ненаучная. Ботанические иллюстрации часто печатаются рядом со словесным описанием растений в книгах, журналах и других научных ботанических изданиях и требуют от художников хорошее знание морфологии растений. Не обойтись и без консультаций экспертов.

Ярослав для учебников не рисует, но, кажется, с такими рисунками они пользовались бы большей популярностью. А интерес к растениям у него, судя по интервью, которое он дал нашим коллегам из родной для него Перми, совершенно неслучаен.

На даче у родителей был пруд, и будущий художник часами любовался его живностью. «В те времена он мечтал стать биологом, чтобы изучать микромир», - пишут о Ярославе журналисты. Но случилось все иначе.

Парень отучился в Палехском художественном училище и остался в итоге в наших краях, «купив избу с огородом и котом», жизнь в котором творческому человеку показалась проще, чем на родине. В наших краях он и отогревался. «В Палехе более теплый климат, - говорит он в интервью 59.ru. - Там место живительное: когда попадаешь в Палех, голова свежая и дико хочется творить».

Мерянская Мадонна

В селе-академии его всегда ждут кот Мусик и сад, где растут вишни, груши, сливы, яблони, малина и ежевика. «Летом художник много времени проводит в лесу, собирает грибы и ягоды. Если погода теплая, Ярослав ездит на озеро и рисует на пленэре», - пишут о нем пермские журналисты.

Картины получаются фантасмагорические. Взяв лучшее из традиций палеха, художник создает свой стиль. Пишет не на шкатулках, а на деревянных досках, что перекликается с темой икон. Совершенством для него становится сама природа, а мотивы для творчества черпает из древнерусской литературы и западно-европейского средневекового искусства.

Так, например, появилась на свет «этноэкологическая» Мерянская Мадонна. Образ лесной девы причудился художнику во время прогулки на природе. Кроме нее на картине изображены люди, которые занимаются сбором грибов и ягод, ловлей рыбы. Все гармонично. Выбиваются разве что единорог и грифон.

Лес на картине словно живой. Так, у деревьев есть глаза, на ветках сидят духи. Это, по словам Ярослава Пикулева, человеческие страхи. Нам ведь на прогулках всегда кажется, что кто-то за нами наблюдает. Сам лес выполнен в золотом цвете, что в традиции иконописи символизирует совершенство. Удивительная работа. Но мое внимание, как естественника, привлекает больше «гербарная серия».

Причем не только картофеля, но и чертополоха, одуванчика. Очеловечиваемые петров крест и мандрагора, корень которой, как известно, похож на тело человека, поэтому с древних времен это служило магическим объяснением его природы. В горах Копетдага мне доводилось видеть это удивительное растение. Его плоды, к слову, туркмены считают чем-то вроде молодильных яблок, дарующих здоровье.

Ботаническая живопись

«По поводу петрова креста скажу, что вариант не доработан, у растения паразитарные свойства и, думаю, чего-то не хватает», - комментирует работы «Рабочему краю» сам Ярослав. А вот мандрагору считает вполне удачной.

Тема ему нравится, и даже есть желание стилизовать гербарные листы именно по Ивановской области. В том числе редких растений края. Но это, конечно, требует средств...

«Я пытался провести некое исследование, смотря глазами ходока-первооткрывателя, немного углубившись в архаику, и параллельно следовать общепринятым стандартным листам с высушенными растениями и бирками, такая вот авторская стилизация», - объясняет замысел мастер.

Интересно, что скажут о таких работах профессиональные ботаники. Свое мнение высказал по нашей просьбе ивановский кандидат биологических наук Антон Курганов, делающий гербарий по всем правилам, но без рисунков, правда.

Слияние миров

«Картины Ярослава Пикулева, безусловно, очень интересные! – считает наш собеседник. - Тут больше именно художественного замысла, и стилистика соответствующая. Прослеживается авторское восприятие и представление некоторых растений через «очеловечевание», путем вписывания образа растения в образ людей, слияние двух душ, двух миров, если так можно сказать!»

Специалист считает, что чисто ботанически те картины, на которых художником изображены только растения, они вполне реалистичны. «Столетия назад, когда не было фотографий, ботанические справочники и книги с описаниями лекарственных растений содержали именно цветные иллюстрации».

Напомним, что столь же реалистичные изображения растений делал Дюрер и другие великие художники.

«Я уверен, что в таких книгах рисунки палехского художника заняли бы по праву свое место!» - отмечает наш собеседник. Латинские названия на картинах, по его словам, написаны верно. «Эта информация есть в открытом доступе, поэтому автору не составило труда ее найти. А вот содержание «этикеток» - больше художественное восприятие, научные пишутся по-другому», - говорит Антон Курганов.

Однако, как считает ученый, живописи научная этикетка как раз и не вписалась бы. «На месте автора я бы тоже писал легенды и предания про нарисованные объекты. Я считаю, что и с ботанической, и с художественной стороны работы очень привлекательны и наверняка вызывают интерес».

В социальных сетях с такой ботанической живописью нетипичного палехского художника интересуются многие.

Коллажи из цветов

Надо сказать, что тема гербариев сейчас на пике моды. В декоративно-прикладном творчестве, в том числе и дизайне. Это направление так и называется - художественный гербарий, а также эко-арт. Материалом для творчества служат прессованные цветы. От традиционных цветочных коллажей арт-гербарий отличается простым, естественным расположением растительного материала, что позволяет подчеркнуть красоту и своеобразие определенного вида растений.

Специалисты говорят, что такие гербарии лаконичны и декоративны, а потому никогда не надоедают и могут широко использоваться в оформлении интерьера. Они и служат связующим звеном между гербарием научным и ботаническим рисунком.

Создавая композиции из сухих растений, мы продлеваем им жизнь. Красиво? В бизнесе эти же слова звучат прозаично. Интерес к флористическим коллажам сейчас все больше проявляют хозяева цветочных магазинов. Нереализованные и увядающие растения можно положить под пресс и продать как дорогой материал для творчества. Так же поступают... с не самым свежим мясом, маринуя его на шашлык и пичкая большим количеством уксуса и специй.

Так или иначе, но мотив борьбы с неумолимым временем и стремление к вечной молодости творчеству созвучны и множат поклонников эко-арта. Интересно и то, как мы его видим. Культурологи говорят, что в век информации и высоких технологий наше сознание становится мозаичным, то есть оно фрагментарно. Такое же и искусство. Большая роль в нем отведена коллажу.

В растениях, различных по цвету и фактуре, можно увидеть целую вселенную. Со многими из них нас связывают личные воспоминания, детские сказки, знания о целебных силах. Плоскостная флористика включает в себя порой не одни цветы, но и такие «брутальные» формы и материалы, как жесткие листья, кору, ветки, песок, кожу, натуральные волокна.

В ботанической живописи лепестки подобны мазкам кисти. В акварельном стиле, например, используется прозрачный материал, светлая или чуть тонированная основа. Плавностью цветовых переходов и мягкими границами контуров можно создать ощущение легкости и воздушности.

В миниатюрах получаются «портреты» растений. В абстракции – геометрия форм. В восточном стиле используют тему гор, а в качестве материалов пригодятся бабочки и стрекозы. Основой флористических коллажей может стать мятая бумага, ткань, перья, кружево.

***

Дюрер, как пример

Первые засушенные плоские цветы встречаются уже в культурах древней Передней Азии и Египта. В виде гербария их стали оформлять в Средневековье. А в Японии композиции из засушенных трав столетиями считаются искусством. Называют его ошибана, что и означает «прессованные цветы». В интерьер европейцев засушенные цветы вошли в позапрошлом веке. В гостиных англичан висели художественные гербарии или композиции, сделанные из скелетированных листьев, цветов, обработанных воском, отбеленных и окрашенных сухих растений. Салоны Германии и Франции переняли эту традицию. Первоначально цветы группировались в композиции не по художественным критериям, а согласно их символическому значению. Эти картины можно было читать как письма.

***

В Музее Бурылина есть гербарные листы девятнадцатого века

Дарья МИШАГИНА, изучающая в Ивановской области орхидеи средней полосы, о чем «Рабочий край» не раз рассказывал, познакомилась с гербариями Московского госуниверситета. Искала там экзотику нашего края, но ее не оказалось. Далеко все-таки находимся. «Но сборы других растений есть, - говорит собеседница. - Заодно проконсультировалась со специалистами по орхидным». Была она и в Музее Бурылина, где также есть гербарный фонд. «Он закрытый, но по предварительной договоренности с руководством туда попасть можно. В запасниках хранятся сборы преимущественно с нашей области. Датируются гербарный листы двадцатыми годами девятнадцатого века», - говорит молодой ученый.

***

А как вам гербарная тематика в вышивке лентами? Этот венерин башмачок из Красной книги, подписанный на латыни по всем правилам, представили весной на детской выставке «Они должны жить» в Иванове. Провел ее Центр внешкольной работы № 2. А в комитете по государственной охране объектов культурного наследия Ивановской области ботанические рисунки как арт-объекты украшают интерьеры.

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Те славные кавалеристы

Ивановские спортсмены-конники воевали героически

«Встретимся у брокколи»

Красивые деревья с необычной кроной растут на берегах Уводи. Молодые люди так и обозначают это место – «у брокколи»

Побывайте в «Муравейнике»

XIV Международный фестиваль театров кукол пройдет в Иванове 24–28 мая 

Пасхальное послание митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа

клиру, боголюбивой пастве и всем верным чадам Иваново-Вознесенской епархии Русской Православной Церкви

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам