БАННЕР
Наталья Мухина
До конца месяца в Доме художника работает выставка «Текстильная губерния»

В экспозиции представлены кроки, готовые ткани, а также полноценные костюмы. Что же уникального в этой выставке?

В первой половине 19 века практически все эскизы для ивановских фабрик закупали за границей, например в Италии или Франции. Европейские образцы представлены на выставке: утонченные, мелко проработанные, стильные и сегодня ткани. Но постоянно закупать кроки у зарубежных мастеров было слишком дорого, и к фабрикантам приходило понимание, что нужно учить художников здесь. Поскольку своих рисовальщиков в Иванове не было, приглашались мастера из Мстеры, Холуя, Палеха. Со временем и у нас стали появляться учебные заведения. Сформировалась устойчивая эстетическая традиция – ивановский рисунок практически всегда можно было отличить от других. На открывшейся выставке представлены самые разные образцы – от ранних до современных.

Экспонаты представлены Музеем ивановского ситца, местным отделением Союза художников России, а также коллекционером Эдуардом Донцовым. «Шедевры буквально лежали под ногами. Фабрики разорялись и закрывались, многое выбрасывалось, а я не мог пройти мимо, – рассказал он. – К тому же это был и профессиональный интерес. Я более 30 лет проработал начальником художественного цеха в городе Карабаново. Даже когда фабрики стали разваливаться, эти кроки не отдавали авторам, предпочитали выбросить или сжечь. Но что-то всё равно удавалось достать и отреставрировать, хотя многое было утеряно».

Эта экспозиция уникальна по многим причинам. Например, никто не может вспомнить, когда в Иванове, текстильном, казалось бы, городе показывали что-то подобное. Кто-то называл цифру в пять лет, а кто-то в восемь. Сошлись в одном: выставки такой тематики в городе не было давно, но от этого «Текстильная губерния» даже интереснее. Открывая выставку, председатель регионального отделения Союза художников Галина Воронова рассказала, что монтировать экспозицию было непривычно. К тому же, по заверениям организаторов, кроки в принципе впервые выставляются именно так: в рамах и под стеклом.

Вообще, во время открытия я узнала много интересных историй. Например, о том, что у фабрик были свои «секретные сотрудники», которые выкупали образцы тканей, а также подсматривали технологии зарубежных производителей. Почему-то в первом зале я ощутила себя именно таким человеком. Словно меня допустили в место, куда я не должна была попадать, – эдакий шпион в мире текстиля.

Думаю, неофитам вроде меня будет более уютно во втором зале, в котором представлены современные работы. Например, часть коллекции Дарьи Растуниной и Ксении Новиковой – показаны платья, в дизайне которых использованы рисунки детей-инвалидов из клуба «Грани». Костюмы отлично вписались в экспозицию, как бы отвечая на вопрос: «А что сейчас с текстильной отраслью?» Она есть – творческая и интересная. И ждет новых заказов. Ничуть не меньше, чем сто лет назад.

Самые читаемые статьи

Мария Махова

Пуговица

«Всё происходит не почему-то, а для чего-то» (суфийская мудрость)

Александр Мухин

Затерянный мир под Каменкой

Очень редко в жизни что-то превосходит ожидания – то ли они слишком завышены, то ли события с возрастом становятся не такими яркими, не знаю. Но вот на днях провел пару дней в Каменке, в Вичугском районе. Сама Каменка мало чем примечательна – маленький поселок на слиянии Сунжи и Волги, много таких. Тысячи 3-4 населения и текстильная фабрика. А вот рассказы о Стрелке давно меня притягивали

Николай Голубев

Вокруг «младшего брата»

В течение года на втором этаже художественного музея будет работать выставка «Мое святое ремесло. Цветаевы в кругу русских художников»

Михаил Тимофеев

Город-фабрика постиндустриального периода

В Иванове фабрик больше, чем монастырей во всех городах Золотого кольца, вместе взятых. Текстиль – это наше всё, нравится это кому-то или не нравится. Иваново – город-фабрика, ставший столицей маленькой равнинно-фабричной цивилизации, возникшей 276 лет назад. Как живет и работает, переживается и воспринимается сейчас индустриальное наследие, в ландшафте которого мы пребываем практически постоянно?