В настоящее время работы идут на десяти объектах
Разметка пешеходных переходов
Клиентские службы отделения СФР по Ивановской области работают каждую последнюю субботу месяца 
Фонд "Ива" приглашает на лекцию
Ивановский школьник стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников
На перекрестке Шереметевского проспекта и улицы10-го Августа
О дополнительном образовании и родительских амбициях

В Интернете периодически натыкаюсь на дискуссии, нужно ли дошкольникам дополнительное образование, или это просто откачка денег на «непоймичто», потому как «водили-водили, учили-учили, а гения на выходе так и не получили». На это я могу сказать вот что…

Возраст

Первый вопрос – это, конечно, «с какой целью вы привели свое чадо в тот или иной коллектив», но начнем с возраста.

У меня недалеко от дома есть центр развития, куда принимают детей (внимание!) с шести месяцев. Честно скажу: я не знаю, чем там занимаются с грудничками и какие прививают навыки. Возможно, там ползают под классическую музыку, гремят в такт погремушками, рассказывают сказки и делают массаж пяток. Могу предположить, что мамы просто отдают на два часа своего младенца, чтобы сделать передышку и сгонять до парикмахерской, что, в общем, тоже неплохо (по типу нанять няню на два часа). Повторюсь, методик тамошней работы не знаю, но по своему многолетнему опыту могу сказать, что детей до трех лет чему-либо образовывать и на что-либо мотивировать довольно сложно.

У меня есть опыт работы с трехлетками, так вот: учить их актерскому мастерству и делать с ними какие-либо упражнения бессмысленно, они всё равно будут делать ровно то, что они в данный момент хотят, залезать куда хотят, дергать за бантики того, кто у них под рукой, и рыдать, если что-то идет не по их плану. Они будут или ползать под столом, или носиться по кабинету, или сидеть у тебя на руках или на шее – и это нормально. Но всё, чему я могу их обучить, – это хлопать и топать под музыку, ну то есть на уровне рефлекса. Они ведь еще и говорить-то толком не умеют, какое им актерское мастерство.

В четыре года – уже можно, но лучше всё-таки чуть старше, здесь каждые полгода имеют значение. Это я говорю только про свой предмет.

Цель

Когда мы в советские годы записывались в различные кружки, то ни нашей, ни целью наших родителей не являлось получить на выходе Шумахера, Качалова или Шаляпина. Мы записывались в кружки и студии не за будущей славой, а за интересом. Лично я посещала вообще шесть кружков, среди которых был стрелковый и выжигание. К девятому классу, правда, осталось только два – театральная студия и лыжная секция.

Сейчас время изменилось, и родители, едва малыш научился ходить, уже хотят видеть в будущем его конкурентоспособным бизнесменом. Повальное число мам и пап приводят к нам ребенка и требуют, чтобы он стал звездой, чемпионом. И вот попадает к нам дошкольник в вокальный коллектив, и через год родители приходят с претензией: а почему вы нашему сыну (дочке) не дали спеть сольный номер в отчетном концерте? Это чему вы его учили целый год? Это зачем мы к вам целый год ходили?..

Объяснять, что ребенок еще микрофон держать не научился, сцены боится и ноты не вытягивает – бесполезно. И бедного ребенка выдергивают из коллектива, в котором он уже адаптировался, и отдают в следующий.

Что выйдет?

Водили к нам в коллектив девочку пяти лет, необщительную с недоверчивым взглядом, что детям несвойственно – в большинстве своем они открыты и быстро идут на контакт. В этой семье была непростая ситуация: родители находились в процессе развода и никак не могли поделить дочь, поэтому ребенок оставался на нейтральной территории и жил у бабушки. Эта девочка на занятиях обижала других детей, толкала их и щипала, а на вопрос, почему она это делает, отвечала: «Меня никто не любит!» Мы, конечно, убеждали ее, что мы ее любим и так вести себя нехорошо, потому что кому же понравится, если тебя сталкивают со стульчика и щипают? Девочку с трудом удавалось привлечь к упражнениям и вообще наладить ее жизнь в коллективе, она относилась ко всем с большим подозрением.

Так вот, родители этого ребенка забрали и отдали в гимнастику. Сказали, что в вокальном коллективе слишком много требований (приходить вовремя, разучивать песни и не бить подружек – это действительно умопомрачительные требования). Не знаю, как этот ребенок, находящийся всё время в стрессовой ситуации, перенесет гимнастику – ведь спорт предполагает несравнимо более жесткий режим, чем у нас. В конце концов, они дождутся у девочки какой-нибудь нервной болезни.

Гении и счастливые

Дорогие родители, решите для начала, кого вы хотите видеть в ребенке – счастливого человека или непременно чемпиона? Вы отдаете отчет в том, что далеко не все люди созданы для бизнеса и спорта? И что задача дополнительного образования, это в первую очередь разбудить в ребенке творческую составляющую и научить его видеть и слышать мир и быть самому со-творцом, а не требовать от этого мира признания и дивидендов.

Пусть ваш ребенок рисует, поет, играет на ложках и выращивает редкие растения.

Пусть он лепит из глины и ездит на шахматные турниры, но будет при этом здоровым, любимым и любящим человеком, умеющим отдавать и созидать, а не маленьким механизмом, удовлетворяющим амбиции родителей. Да вы сами подумайте: гений – он один на миллион. Да и жизнь гения – не залог счастья, здоровья и денег, скорее даже наоборот.

Радуйтесь, что есть гении и что есть просто счастливые люди. Возможно, ваш ребенок станет звездой, возможно, не станет – это ли главное? Ваша и наша задача – научить его любить. И помочь ему быть счастливым.

И поэтому странно для меня слышать вопросы о нужности или ненужности дополнительного образования: когда вырастет, сам разберется, что ему нужно. А может, не захочет отрываться от компьютера – ведь родителям, как правило, заниматься с детьми некогда.

Помогите ребенку. Но не насилуйте его и не требуйте немедленных результатов. Результаты будут, но, повторяю, главный результат – не постамент и золотая медаль, а любовь и созидание.

Р. S. Данную тему знаю очень хорошо, так как сама являюсь педагогом дополнительного образования детского Дворца творчества – подросткового объединения «Тинейджер» и вокального ансамбля «Радуга»

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Те славные кавалеристы

Ивановские спортсмены-конники воевали героически

«Встретимся у брокколи»

Красивые деревья с необычной кроной растут на берегах Уводи. Молодые люди так и обозначают это место – «у брокколи»

Побывайте в «Муравейнике»

XIV Международный фестиваль театров кукол пройдет в Иванове 24–28 мая 

Пасхальное послание митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа

клиру, боголюбивой пастве и всем верным чадам Иваново-Вознесенской епархии Русской Православной Церкви

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам