В настоящее время работы идут на десяти объектах
Разметка пешеходных переходов
Клиентские службы отделения СФР по Ивановской области работают каждую последнюю субботу месяца 
Фонд "Ива" приглашает на лекцию
Ивановский школьник стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников
На перекрестке Шереметевского проспекта и улицы10-го Августа
О художественных доминантах премьеры

«Праздник нужен душе, праздник! Я его долго жду» – с такими шукшинскими настроениями стекался в минувшие выходные ивановский зритель на открытие сезона в драматическом театре. Погода выдалась неласковая, холодно и сыро, зато праздник многообещающе сулила броская афиша премьерного спектакля – комедии Карло Гольдони «Слуга двух господ». А как иначе: надеешься увидеть яркую итальянскую историю, блестящую маскарадность костюмов, лицедейский апогей плутовства. Но вышло как всегда: ожидание праздника лучше самого праздника.

В партере

В партере пахло водкой. По наблюдениям в буфетной очереди это самый востребованный напиток – спишем на острую необходимость согреться и отсутствие приличного зернового кофе. «Соседи на час» (впрочем, на три – спектакль в двух действиях с одним антрактом) с левой стороны громогласно обсуждают похожесть происходящего на сцене на «Труффальдино из Бергамо», советскую телеэкранизацию пьесы с Константином Райкиным в главной роли (некоторые сцены, признаться, как под копирку). Соседи справа так же вслух комментируют динамично развивающийся сюжет девочке лет восьми – что тоже вызывает вопросы, спектакль неслучайно имеет возрастное ограничение 12+. Тем не менее неприличие зрительского поведения и нарастающие амплитуды звука входящих телефонных звонков растворяются в музыкальных интермедиях под фонограмму и, что самое главное, в визге, крике, треске и полной сценической какофонии. Визг – художественная доминанта ивановской премьеры.

Когда Гольдони работал

Когда Гольдони работал над своими комедиями, он ориентировался в первую очередь на актеров, которых знал, на их творческие способности. Так требовала эпоха – эпоха дорежиссерского театра. Замысел «Слуги двух господ» родился у драматурга в 1745 году, пьеса писалась исключительно для одного гения-современника – знаменитого арлекина Антонио Сакки. Commedia dell’arte, жанр глубоко национальный и структурно строгий, подразумевает четкое распределение ролей по системе амплуа, что в свое время значительно сковывало актерское искусство. Сегодня, спустя почти триста лет, проблема «масочности» остается актуальной для многих театральных трупп, особенно провинциальных. Наш драмтеатр – не исключение. Надо отдать должное эксперименту, на который решилась приглашенный режиссер ивановской премьеры Наталья Индейкина: распределение ролей было, конечно, ожидаемым, но большинству актерского состава удалось выйти за рамки привычных (и им самим, и зрителю) амплуа, в которых они «костенели» долгие годы. Классический «пасьянс» масок commedia dell’arte сложился из двух стариков – Панталоне (Андрей Булычёв) и Доктор Ломбарди (Дмитрий Бабашов), двух пар любовников – Беатриче и Флориндо (Елизавета Дубровина и Евгений Новосёлов) и Клариче (Ольга Дружинина) и Сильвио (Алексей Втулов). Сладкие парочки, терзаемые пылким чувством, по закону жанра встречают непреодолимые препятствия на пути к счастливому воссоединению сердец и пышным венецианским свадьбам. Распутать клубок коллизий им помогают двое дзанни (то есть слуг) – собственно Труффальдино (Михаил Богданов) и Бригелла (Евгений Семёнов), а также субретка – Смеральдина (Елена Фролова).

Центр спектакля

Центр спектакля – безусловно, Михаил Богданов. В роли Труффальдино он выкладывается по максимуму, играет полнокровно – очень старается держать стиль итальянского гротеска выпуклыми жестами и решительными движениями, заряжая зал своей актерской энергетикой, комедийной грацией и почти не доходя до неприятной карикатурности. В целом же говорить о режиссерских открытиях и находках, увы, не приходится. Наталья Индейкина, наоборот, сохраняет необъяснимую тягу ивановской сцены к излишней динамичности – любят у нас почему-то побегать. Именно этот глагол. Бег, гонка, прыжки, скачки, кульбиты – всё это вместе – вторая художественная доминанта «Слуги двух господ».

 

Дискуссии в социальных сетях оказались интереснее увиденного – итоги двух премьерных дней обсуждаются живо, бойко и с жаром, с пикантными, подчас агрессивными переходами на личности в духе «не понравилось – сам дурак». Комментарии-отзывы-впечатления растут в геометрической прогрессии. Драмтеатр, к слову, щупает почву локального медиапространства, собирая на премьеры пул лояльных зрителей. Так вот мнения публики диаметрально противоположны – от радикального восторга до категоричного неприятия, полутонам в соцсетях не место. Видимо, не место и на сцене. Золотая середина – где? Ответа на этот вопрос у меня нет. Есть все-таки надежда, что умеренность – художественная, режиссерская, артистическая – еще пропишется на площади Пушкина, дом два.

 

Вот несколько отзывов зрителей в социальных сетях:

Марина Чеснокова: «Это невероятнейший спектакль, который поражает красивыми декорациями, костюмами и, конечно, непревзойденной игрой наших талантливых актеров! На протяжении всей постановки взгляд прикован к сцене, с интересом наблюдаешь, что же будет дальше. В очередной раз убеждаюсь, что наш драматический театр самый лучший!»

Елена Пряхина: «Спектакль предельно скопирован с фильма. До жестов и интонаций. Добавлена львиная доля пошлости и глупых режиссерских находок, типа высмаркивания и попытки утопления в море. Мы ушли в антракт. И нас таких было очень немало, что радует. Плохо, это очень, очень плохо».

Ольга Смирнова: «Лично я следила не столько за действием и не столько смеялась шуткам почти трехсотлетней давности, сколько от души радовалась, видя, что для актеров этот спектакль-буффонада – в удовольствие, что отрывались они на нем! И именно это было для меня важно и ценно. Но всё это, разумеется, при понимании, какой колоссальный труд был вложен, чтобы игра всех и каждого стала казаться такой легкой и слаженной».

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Те славные кавалеристы

Ивановские спортсмены-конники воевали героически

«Встретимся у брокколи»

Красивые деревья с необычной кроной растут на берегах Уводи. Молодые люди так и обозначают это место – «у брокколи»

Побывайте в «Муравейнике»

XIV Международный фестиваль театров кукол пройдет в Иванове 24–28 мая 

Пасхальное послание митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа

клиру, боголюбивой пастве и всем верным чадам Иваново-Вознесенской епархии Русской Православной Церкви

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам