В настоящее время работы идут на десяти объектах
Разметка пешеходных переходов
Клиентские службы отделения СФР по Ивановской области работают каждую последнюю субботу месяца 
Фонд "Ива" приглашает на лекцию
Ивановский школьник стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников
На перекрестке Шереметевского проспекта и улицы10-го Августа
Как в музыкальной школе «ставят руку» через монитор

Ивановские педагоги дополнительного образования вновь перешли на дистанционное обучение 5 ноября. По сравнению с весной, технически всё прошло проще: многие уже освоили компьютерные программы и осознали, что просто переждать несколько месяцев не получится – нужно учиться заниматься по-новому. Но есть ли польза от занятий музыкой через интернет? 

Можно только старшеклассникам

«Я считаю, что с переходом на дистанционное обучение у нас возникла масса проблем. В первую очередь – это сложности с формированием профессиональных навыков, – комментирует преподаватель детской музыкальной школы № 2 Ирина Цыганова. – Игра на виолончели – это мастерство, которое передается буквально из рук в руки. Мы должны не только увидеть и услышать, но и потрогать ученика. Мы поправляем осанку, руки, голову, практически «лепим» нужную позу. Весенняя дистанционка навредила так, что весь сентябрь и октябрь мы восстанавливали утраченные навыки. Особенно сложно было в младших классах».

По мнению Ирины Цыгановой, заниматься со студентами музыкального училища или со старшеклассниками в онлайн-формате еще возможно, но вот наладить коммуникацию с маленькими детьми нереально. «Учить детей 7–9 лет дистанционно – сомнительная затея. Я считаю, что музыкальная школа – не то место, где стоит работать онлайн, особенно с учетом того, что основная часть занятий у нас – индивидуальная. Почему сложно учить по видеосвязи? Во-первых, все инструменты нуждаются в настройке. Но сделать это самостоятельно маленький ребенок не может. На занятии помогал преподаватель. А теперь как? А если порвалась струна? Всё, урока не будет!»

Согласна с ней и директор ДМШ № 2 Надежда Александрова: «Чтобы инструмент зазвучал, важно сделать всё правильно. Например, мой муж удаленно преподает духовые. Там важно, скажем, грамотно поставить мундштук, трость. Дети часто не могут этого сделать, а родители не знают, как помочь». Приходится либо долго объяснять ребенку, как совладать с инструментом, либо работать с тем, что есть. «В тот момент, когда у мужа начинается онлайн-занятие, я предпочитаю не находиться рядом. Не могу слушать звук – программа передает звук с огромными искажениями! Я преподаю сольфеджио, и мне немного легче. Если связь совсем не работает, то я отправляю задания в аудиосообщениях».  

Техника не предназначена для музыки

Если в записи еще что-то слышно, то вот передать живую музыку в режиме онлайн – практически невозможно. Ирина Цыганова рассказывает: «Многие дети работают с телефонов или планшетов, но чтобы нормально заниматься дистанционно, и у меня, и у ребенка должен быть хороший компьютер, наушники, микрофон, специальные приложения… Zoom и WhstsApp не предназначены для музыки. Большую роль играет и качество интернета. Бывает, что звук идет вперед, а движение рук запаздывает. Пока я говорю ребенку, чтобы он поставил палец выше или ниже, он уже успевает доиграть произведение. Ну и, конечно, сам звук в онлайне – ужасен. Я не могу сказать об этом ученикам – они не виноваты, что занятия проходят в такой форме».

Некоторые дисциплины вообще невозможно преподавать удаленно. Например, хор в музыкальной школе получает только домашние задания. Собрать 35 человек в Zoom нереально. «Мы, конечно, отправляем задание по Viber, WhatsApp и электронной почте. Но понимаем: если еще несколько месяцев не позаниматься детским хором очно, то направление может погибнуть, – считает директор. – Ученики просто перестанут чувствовать ансамбль и работать голосом. На восстановление потребуется очень много времени. В течение нескольких лет у нас лучшие хоры в области, мы брали призовые места по России. Придется приложить большие усилия, чтобы школа оставалась на том же уровне». 

Зрение сильно упало

Повлияла дистанционка и на здоровье детей и педагогов. «За пандемию мое зрение сильно упало. Сейчас у меня 17 учеников, я у монитора с утра до вечера, – объясняет преподаватель виолончели. – Врачи говорят, что нужно снизить нагрузку. Но как это сделать? Я нужна ученикам». Плюс, по словам директора школы, теперь гораздо больше времени уходит на подготовку к занятиям: важно правильно поставить камеру и объяснить ребенку, как закрепить телефон или планшет так, чтобы фигуру было видно целиком. Как ни странно, сложность еще в том, что всё приходится объяснять словами. Там, где раньше педагог мог просто одним движением руки поправить локоть первоклашке, теперь нужно потратить пять минут, чтобы объяснить. 

И все-таки есть плюсы

«Сейчас мы сильно отстаем, – считает Ирина Цыганова. – Этого не наверстать за несколько дней. Музыка – это мастерство, которое нельзя нагнать, как уроки по истории». Хотя есть и некоторые плюсы. Например, многие дети (и даже некоторые родители) научились хорошо настраивать инструмент. А еще ученики посмотрели на себя со стороны, сдавая прошлогодний экзамен в видеоформате. Ну и родители, поприсутствовав на онлайн-занятиях, увидели, что музыка – это большая работа. И для учеников, и для преподавателей. 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Те славные кавалеристы

Ивановские спортсмены-конники воевали героически

«Встретимся у брокколи»

Красивые деревья с необычной кроной растут на берегах Уводи. Молодые люди так и обозначают это место – «у брокколи»

Побывайте в «Муравейнике»

XIV Международный фестиваль театров кукол пройдет в Иванове 24–28 мая 

Пасхальное послание митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа

клиру, боголюбивой пастве и всем верным чадам Иваново-Вознесенской епархии Русской Православной Церкви

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам