В настоящее время работы идут на десяти объектах
Разметка пешеходных переходов
Клиентские службы отделения СФР по Ивановской области работают каждую последнюю субботу месяца 
Фонд "Ива" приглашает на лекцию
Ивановский школьник стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников
На перекрестке Шереметевского проспекта и улицы10-го Августа
С чего начать профориентацию ребенка

Те, кому сейчас 49 с небольшим, начинали задумываться о будущей профессии ближе к окончанию школы. А от нынешних школьников требуется определиться чуть ли не в 4-м классе: в большинстве школ 5-е классы уже профильные. Потом история с выбором профессии или хотя бы примерной сферой деятельности начинается в 9-х классах: к 1 марта девятиклассники должны определиться, какие экзамены они будут сдавать по выбору. А поскольку основная часть 10-х классов в школах города тоже профильные, попасть в них можно только при условии сдачи экзаменов по определенным предметам. 

Про одиннадцатиклассников и говорить нечего: тема выбора вуза и будущей профессии звучит и дома и в школе месяцами. 

Одновременно очень многие родители жалуются: мол, сын или дочь ничем не интересуются, сидят в телефоне или компьютере, учиться не хотят, что делать, ведь в вуз не поступит, дворником будет, караул и позор!

Чтобы разобраться в клубке стереотипов и понять, как помочь школьнику выбрать будущую стезю, мы обратились в муниципальный центр профориентации и развития «Перспектива» и поговорили с его директором Светланой Новиковой и методистом по профориентации Алисой Лотоцкой.

– Давайте начнем с общей жалобы на то, что сегодняшним детям и подросткам ничего не интересно, они сидят в телефонах и хотят быть блогерами. Это так?

Светлана Новикова:

– Конечно, дети очень разные, можно найти любой вариант, но большинство детей этому стереотипу не соответствуют. Мы же видим, как горят глаза у них на наших занятиях, как они остаются после занятий, чтобы задать дополнительные вопросы педагогам или гостям. 

Знаете, почему они сидят в телефонах? Потому что с ними никто не разговаривает. Родителям некогда, в большинстве семей вечером в лучшем случае спросят, как оценки. Учителям в школе тоже некогда говорить о чем-то, кроме учебы и внеурочной деятельности. Поэтому дети и уходят в сеть и в телефоны: там они получают возможность общаться на те темы, которые им интересны.

Я по себе знаю, что и дети, и подростки охотно общаются, если проявить инициативу: не раз, проходя по вестибюлю, где ребята ждут начала занятий, я задавала какие-то простые вопросы, и через несколько минут завязывалась беседа, к которой подключались все.  

Другое дело, что у подростков апатия и равнодушие могут быть результатом страха перед неизбежным выбором. Пойти в 10-й класс или в колледж? А если в колледж, то в какой? А если в 10-й класс, то на какой профиль и куда потом? А если я ошибусь с выбором, то что будет?

В какой-то мере это наши, взрослые страхи, которые мы транслируем на своих детей, взваливая на них серьезную ответственность за будущее. Многие из нас привычно полагают, что после школы надо обязательно учиться в вузе, что профессию выбирают один раз на всю жизнь. Получается, что мы лишаем своего ребенка права на ошибку. И самое главное – эти наши представления совершенно не соответствуют современным реалиям. Ведь сколько историй есть о том, как люди в 35, в 49, а то и в 50 лет кардинально меняют сферу деятельности и добиваются успеха. Поэтому один из первых шагов к тому, чтобы помочь ребенку с определением своей будущей деятельности, заключается в том, чтобы родители осознали, что мир изменился, и сами перестали переживать, что их ребенок может сделать ошибку в выборе профессии. 

Алиса Лотоцкая:

– Если мы говорим о подростках, которые уже стоят перед выбором, то мне кажется очень важным объяснить, что есть много путей, которыми можно прийти к цели. Конечно, для начала надо определить для себя эту цель. Думаю, никто не будет спорить, что работа должна приносить и доход, и удовольствие. А чтобы она была в удовольствие, давала человеку раскрыть свой потенциал, нужно сначала разобраться в себе, понять, что мне нравится, в чем мои сильные и слабые стороны. Этому помогает профдиагностика, которая тоже является частью профориентации.

Если ребенок так или иначе для себя определил, кем он хочет быть, в какой сфере деятельности работать, то важно объяснить ему: даже если не получится пройти традиционным путем «школа – вуз – профессия», есть масса других вариантов. Например, можно пойти после 9-го класса в колледж на смежную специальность. Ведь сейчас колледжи – это не стереотипные ПТУ из советского фольклора, это современные образовательные учреждения, и их выпускники востребованы у работодателей. Кроме того, учеба в колледже воспитывает в молодом человеке ответственность и самодисциплину, ближе знакомит с выбранной сферой деятельности. Может быть, он в какой-то момент поймет, что это не его – и тогда после окончания колледжа в 19 лет у него будет возможность попробовать себя в другом направлении. Или наоборот, если он захочет продолжить развиваться в той же области, он может поступить в вуз. А можно пойти работать и получать высшее образование на заочном отделении. Так или иначе, возможностей сделать осознанный выбор у человека в течение жизни много. Самое главное – вовремя рассказать об этом подростку, которому действительно может быть очень страшно сделать этот выбор. 

Хотя по нашему опыту сейчас молодые люди очень отличаются от поколения 40–45-летних. Мы, чье взросление пришлось на 80–90-е годы, все-таки очень боимся перемен и стараемся обеспечить максимальную стабильность нашей жизни, даже если она нас не очень устраивает. А многие молодые люди готовы рисковать. И даже если в результате ничего не получается, у них остается опыт и в итоге выигрывают, потому что учатся на своих ошибках. Обратите внимание, как изменилось отношение к профессиям: когда-то рабочие специальности и профессии из сферы услуг считались непрестижными, а сейчас барбер, кондитер, швея могут зарабатывать значительно больше, чем бухгалтер или экономист, и получать удовольствие от того, что он делает. 

Мы много говорим об этом, в том числе с родителями. Ведь представления о том, что рабочие профессии непрестижны, а дочери достаточно лишь удачно выйти замуж, потеряли актуальность. Да и дети рассуждают по-другому.

Встречи с родителями тоже проводятся. И хорошо, что они хотят об этом знать, слушают и слышат, становятся более открытыми, готовыми пересматривать свои установки. 

– Получается, что говорить с ребенком о том, кем он хочет стать, надо уже в 6–7-м классе?

Светлана Новикова:

– У всех по-разному складываются отношения в семье, разные традиции, разные установки. Давать общие рекомендации – вообще дело неблагодарное. Но в первую очередь надо разговаривать с ребенком – не только о школе, уроках и домашних обязанностях, а о том, например, что вас волнует, выстраивать с ним контакт. И да, знакомить его с разными профессиями, которые связаны со сферой его интересов. Не говорить общими фразами вроде «ты должен выбрать себе профессию» – а обсуждать что-то более конкретное, говорить на понятном им языке. 

Алиса Лотоцкая:

– Например, сейчас в подростковой среде часто говорят, что нужно быть успешным. Мы, когда проводим тестирование, объясняем подростку: сейчас мы проведем тест, проанализируем его результаты, и ты, возможно, узнаешь что-то новое про себя. А потом мы говорим о том, что для него значит эта успешность и какие навыки, на его взгляд, надо развивать, чтобы достичь желаемой цели. Понимаете, ведь всем нравится говорить про себя, узнавать про себя что-то новое. А для молодых людей это очень важно, потому что они только начинают познавать самих себя. 

Кажется, что это очевидно: проговорить, чего подросток хочет добиться и что нужно сделать, чтобы это получилось. Но это работает. Хочешь развить лидерские качества? Тогда надо учиться общаться с другими, развивать самодисциплину, читать книги и смотреть фильмы – и многое получится. 

О том, как в центре профориентации и развития «Перспектива» могут помочь и школьникам, и их родителям найти себя и «свою» сферу деятельности, мы расскажем в ближайших номерах «РК». 

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Те славные кавалеристы

Ивановские спортсмены-конники воевали героически

«Встретимся у брокколи»

Красивые деревья с необычной кроной растут на берегах Уводи. Молодые люди так и обозначают это место – «у брокколи»

Побывайте в «Муравейнике»

XIV Международный фестиваль театров кукол пройдет в Иванове 24–28 мая 

Пасхальное послание митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа

клиру, боголюбивой пастве и всем верным чадам Иваново-Вознесенской епархии Русской Православной Церкви

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам