Памяти павших в годы Великой Отечественной войны
Новые автобусы ЛИАЗ вышли на маршруты в Иванове
Первый объект, благоустроенный в этом году по программе «Местные инициативы», прошел общественную приемку
Ивановский театр кукол приглашает на премьеру!
Общественный совет города обсудит ремонт проспектов Шереметевский и Ленина
В регионе работает телефон доверия – служба психологической поддержки участников СВО и членов их семей

Это структурное подразделение областной клинической психиатрической больницы «Богородское». Позвонить может каждый и на другом конце провода специалисты окажут квалифицированную помощь или запишут на очный прием. Как помочь близкому человеку, вернувшемуся с зоны боевых действий? О чем говорить? Как реагировать на агрессию? И о том, как жить в новой реальности. Об этом рассказала медицинский психолог Елена Сычева в рамках состоявшейся в Иванове научно-практической конференции «Новые реалии работы со стрессом».

– Елена Владимировна, телефон горячей линии востребован? Какие обращения поступают чаще всего?

– За год к нам поступило более тысячи обращений. Их тематика различна. Звонки на телефон доверия могут иметь информационный характер («Как получить выплаты?», «Куда позвонить, чтобы привезли дрова?»). Поступают звонки от ветеранов с признаками хронического стресса (с запросом выслушать, успокоить, поддержать). Количество именно таких звонков за последние полгода увеличивается с каждым днем. И третье направление – звонки от жен и матерей, у которых муж (сын) вернулся из зоны боевых действий. Самый распространенный запрос – как «получить инструкцию» к нормальной семейной жизни с человеком, получившим «боевую психическую травму». Женщины жалуются на конфликтные отношения, эмоциональную холодность мужа и физическую агрессию, переживают, что муж вернулся «другим»…

– А есть такая «инструкция»? Как правильно вести себя?

– Работая с семьями, особенно с женами, подчеркиваем важность семейного взаимодействия, основанного на взаимоуважении. Стараемся объяснить женщинам, что не нужно диктовать свои правила, чтобы не получить агрессию в ответ. Объясняем, что мужчине, пришедшему из зоны боевых действий, хватает той жизни, которую он ведет в подчинении у командиров. Если жена тоже будет руководить, может сработать агрессия, в том числе физическая. В разговорах затрагиваем тему организации быта семьи, объясняем, что первое время, после возвращений из СВО, мужчине лучше побыть в тишине, желательно в отдельной комнате, привыкая к мирной жизни. Если нужно погулять по городу, пройтись по магазинам, желательно выбрать время, когда нет большого скопления людей и резких звуков.

– А как быть с работой, с отношениями в коллективе? 

– Мужчины, возвратившиеся с СВО, первое время практически не могут работать. У них происходит отторжение образа начальника. Им нужно возвращаться к мирному труду, используя определенный график. Обстановка в рабочем коллективе должна быть максимально доброжелательной и спокойной, чтобы социализация прошла успешно. Мы просим членов семей не реагировать эмоционально на высказывания, которые им не очень понятны. Убеждаем жен: выслушали, кивнули и идите печь блины.

– А можно вернуть всё как было?

– Да, психологи часто сталкиваются с запросами семьи: «хотим, чтобы всё было как раньше». Здесь работа с семьей направлена на принятие нового образа человека, так как он изменился. Общество не изменилось, а человек изменился. Но потребность человека быть принятым в это общество и потребность быть принятым в семье осталась.

– Какая самая частая причина обращений к психологу или психотерапевту?

– Это посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – тяжелое состояние, возникающее при повторяющихся событиях, оказывающее сверхмощное влияние на психику индивида. Причиной могут быть частые бомбардировки, мощные взрывы, гибель товарищей. Шансы военнослужащего получить ПТСР высоки. Стрессовое расстройство может проявляться в разных формах, однако существует несколько показательных симптомов.

Главный из этих признаков – так называемые флешбеки. Человек мысленно, непроизвольно возвращается в травмирующую ситуацию. Перед глазами вдруг появляется картинка травмирующего ужаса. Нередко этому предшествуют триггеры – провоцирующие напоминания, которые могли быть частью стрессовой ситуации. Например: звук летящего вертолета, вой сирены, плач ребенка. В этот момент их поведение меняется. Они падают на землю, закрывают голову руками, заставляют других бежать, спасаться. Становятся возбужденными, агрессивными, не поддаются убеждениям. 

Другой, часто встречающийся признак – навязчивые воспоминания. Они часто врываются в жизнь пострадавшего через сны. Во сне человек видит ужасающие картины пережитой травмы. Тогда он может кричать во сне, метаться по кровати, занимать оборонительную позу, просыпаться в холодном поту. 

Есть и другие признаки расстройства. Это эмоциональная тупость – мужчины сами замечают, что им сложно проявлять эмоции. Сложно выражать любовь, сострадание, заботу о детях. Это отстраненность от окружающих, ощущение тревоги и бесперспективности в будущем. 

Если сразу не обратиться за специализированной помощью, ПТСР может привести к возникновению различных психических расстройств, таких как депрессия, генерализованное психическое расстройство, агрессия, панические атаки и различные аддикции (зависимости).

– Специалист (психолог, психотерапевт) может помочь в таких ситуациях?

– Терапия травмы предъявляет повышенные требования к личности психотерапевта, к его способности сострадать, оплакивать горе. Сочувствовать. Лечить травму может тот, кто способен вынести застарелую ярость, ощущение настоящей усталости, толстый налет цинизма, абсолютное одиночество, страх проиграть и затаенное желчное молчание тех, кто выжил после этого травмирующего события. 

Но подчеркну: никакая помощь не может быть оказана насильно!

Поэтому наши пациенты могут по несколько раз записываться на прием и не приходить, выбирая для себя единственно возможный момент для исповеди. Мужчины, перенесшие травму, не просят о помощи. Они боятся говорить о своих переживаниях. Они стыдятся. Они подчас обвиняют себя. Иногда отказываются от психотерапии, иногда нет. Это зависит от доктора или психолога. Мы не навязываем помощь. Мы к этому аккуратно прикасаемся. 

Существует динамика ценностных ориентиров вернувшихся из зоны боевых действий, их влияния на семью и ресоциализацию. Сначала это может быть удовлетворение финансовых и социальных потребностей семьи. Но затем становится важно получить статус ветерана боевых действий, потому что это дает понимание того, что всё было не зря. Происходит пересмотр ценностей. В противовес материальным на первый план выходят духовные ценности с экзистенциальным контекстом. Иногда в практике психолога мы вспоминаем библейские ценности: «Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне мужества, чтобы смириться с тем, что я сделать не смогу. И дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого».

– Как сохранить атмосферу любви и взаимопонимания?

– Много вопросов о ситуациях, когда в семьях появляются напряженные межличностные отношения в связи с ситуацией на СВО. Даем простую рекомендацию: не надо никому ничего доказывать и ссориться. Каждый человек имеет право как на свое мнение, так и на изменение этого мнения с течением времени. По разным, в том числе морально-нравственным и патриотическим соображениям мы разделились. Самый грамотный ответ: «Я готова обсуждать с тобой любые вопросы, но только не этот».

Иногда очень важно сделать паузу в отношениях, дистанцироваться от тех членов семьи, пока их переживания не станут менее актуальны, или договориться, что некоторые темы мы в семье выносим за скобки наших отношений. Это делается для того, чтобы люди полностью не разрушили родственные или семейные связи.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Пасхальное послание митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа

клиру, боголюбивой пастве и всем верным чадам Иваново-Вознесенской епархии Русской Православной Церкви

«Бессмертный полк»

В альтернативных форматах

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам