В регионе начинают работать комнаты примирения

"Пусть Оксана уберет свои помидоры с моего участка", - настаивает на своем Яна. "Она и так весь дом забрала, еще и землю ей отдать?!" - возмущенно парирует Оксана.

Давай мириться!

Кому-то это покажется смешным, но таких или почти таких споров в юридической практике немало: борьба за имущество, землю, передвинутые заборы, посаженные не там помидоры... Зачастую люди просто не могут договориться, не могут услышать друг друга. Решать все в судебном порядке? Да, можно. Но что если подойти к вопросу с другой стороны - с миром?

В последние годы в нашей стране все активнее начала развиваться служба примирения (медиации). Медиация (от лат. mediare - посредничать) - форма внесудебного разрешения споров с помощью третьей стороны - медиатора (посредника). Причем этот человек должен быть абсолютно беспристрастен и нейтрален.

Медиатор не оценивает, кто прав, а кто виноват, не советует и не навязывает свое видение конфликта. Он всего лишь должен донести до оппонентов точку зрения противоположной стороны, вопросами подтолкнуть их к определенным выводам. Медиатор организует процесс взаимодействия сторон конфликта таким образом, что стороны, слушая, СЛЫШАТ друг друга, понимают истинные интересы и приходят к взаимовыгодному разрешению своего конфликта.

Вообще медиация существует так же давно, как существуют конфликты. Историкам хорошо известно, что издревле медиация применялась при разрешении международных, межэтнических и просто многосторонних споров. Называлось это по-разному: "посредничество", "ходатайство", "предложение добрых услуг".

Подобные методы разрешения споров чаще всего использовались в тех случаях, когда переговоры заходили в тупик и для достижения успеха нужно было заставить спорящие стороны понять и принять точки зрения друг друга. Кстати, сейчас медиация активно используется в странах Европы, США и в Австралии.

"Отключить" психолога

В Ивановской области медиацию сначала активно использовали только в судах, затем этот способ решения споров начали апробировать в школьной среде. В Ивановской области работает почти тридцать пилотных площадок, развивающих школьные службы примирения. Причем медиатором выступают не только психологи (им, кстати, специалисты рекомендуют в данном случае "отключать" психолога), но и педагоги, и старшеклассники.

"Мы не решаем конфликт за детей, мы помогаем им услышать друг друга. Сначала высказывается один, потом другой, а потом мы вместе ищем выход из ситуации. Дети гораздо лучше взрослых понимают друг друга, просто не всегда умеют вести диалог. Процесс примирения становится своеобразной игрой. А какой ребенок откажется поиграть?" - делились размышлениями старшеклассники, примеряя на себя роль медиаторов.

Семейные "миротворцы"

И вот наступил момент, когда медиация дошла и до сферы семейных отношений - с завтрашнего дня в регионе начнут работать комнаты примирения. Таким образом реализуется новый проект "Миру быть! Медиация как способ урегулирования семейных конфликтов, а также конфликтов с участием несовершеннолетних в Ивановской области" (он стал победителем в конкурсе общероссийского общественного движения "Гражданское достоинство" и получил президентский грант НКО, грантополучатель - региональный союз "Ивановское областное объединение организаций профсоюзов").

О том, как будет реализовываться проект и в чем его задача, мы поговорили с руководителем проекта, председателем коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Ивановской области Мариной ГРИШАНИНОЙ.

"Бракоразводные процессы, особенно если в них задействованы интересы несовершеннолетних детей, становятся одной из угроз стабильности общества, - поясняет Марина Александровна. - Супруги, особенно молодые, не имеют опыта разрешения собственных конфликтов, поэтому видят единственный выход - развод, что наносит непоправимый ущерб государству, т. к. в дальнейшем многие из распавшихся пар боятся вступать в законные брачные отношения.

Наличие конфликта в семье говорит о том, что семья живая, и большинство людей старается в случае его возникновения договориться мирным путем, но эмоции и враждебный настрой становятся препятствием к конструктивному разговору, что зачастую приводит к распаду семьи.

Большинство из этих несостоявшихся семей имеют детей, которые оказываются вовлеченными в конфликт родителей. Взрослые сбрасывают на детей свои отрицательные эмоции, наносят им психологическую травму, делают из них разменную монету с целью достижения материальных либо иных благ и выгод.

Дети же получают образец сценария конфликтного поведения как единственно верного метода разрешения проб-лем в будущем. Ребенок, проживая конфликт родителей и способ его разрешения, считает это нормой и сам будет поступать так же в своей взрослой жизни. Многие дети в ситуации острого конфликта родителей, особенно при разводе, испытывают отторжение и агрессию в адрес родителя, с которым они разделены. В дальнейшем эти дети часто демонстрируют асоциальное поведение.

Но каждый ребенок имеет право за защиту своего детства. Наш проект нацелен на сохранение права детей проживать полноценную жизнь в своем детстве. Самым эффективным способом в разрешении конфликтов, основанным исключительно на интересах сторон, является процедура медиации. Независимый посредник поможет сторонам услышать друг друга, понять, рассмотреть все возможные варианты решения и найти то, которое устроит обе стороны, первоочередное внимание уделить наилучшему обеспечению интересов ребенка, который ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения".

От Иванова до Пучежа

Комнаты примирения будут открыты в Иванове, Кинешме, Тейкове, Пучеже, Родниках, Вичуге и Шуе. По проекту их запланировано шесть, однако есть вероятность, что это число вырастет до десяти.

Четыреста семей смогут разрешить свои конфликты в рамках нового проекта. И это, надо сказать, внушительная цифра. Особенно если учесть, что (по данным комитета Ивановской области ЗАГС) в нашем регионе за прошлый год зарегистрировано 4217 актов о расторжении брака! Это, к счастью, на 38 актов (0,89%) меньше, чем в 2015 году, и тем не менее, если сравнить с данными по заключению брака (а в 2016 году зарегистрировали свои отношения 6547 пар), все отнюдь не радостно.

Проект объединит несколько структур, которые заинтересованы в том, чтобы семейные конфликты и споры разрешались мягко и взаимовыгодно, особенно если в разбирательства втянуты несовершеннолетние дети. Это служба уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области, областные и районные суды, департаменты социальной защиты населения и образования, УМВД России по Ивановской области, комитет ЗАГС. Именно они будут выполнять своеобразную просветительскую функцию и предлагать участникам споров и конфликтов обратиться в службу медиации.

"Миротворцы" будут работать два дня в неделю и по предварительной записи (адреса комнат примирения и график работы в них медиаторов будут опубликованы позже на сайтах уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области, департаментах соцзащиты и образования, ЗАГСах, областном и районных судах).

Авторы проекта считают, что его реализация позволит апробировать прохождение обязательных досудебных примирительных процедур при возникновении семейно-правовых споров с участием несовершеннолетних. Кроме того, есть надежда, что после завершения проекта (а он рассчитан на восемь месяцев) комнаты примирения продолжат свою работу. Причем там граждане смогут решать не только семейные конфликты, но и споры в других сферах.

Главное - вопрос по существу!

И вот вопрос - где взять столько медиаторов? Ведь это должны быть профессионалы, люди с определенными навыками, знаниями и даже человеческими качествами. Как нам рассказала Марина Гришанина, в течение двух месяцев на базе Института развития образования проводились специальные курсы по медиации и некоторые из участников семинара как раз и приступят к работе в комнатах примирения.

Мы побывали на одном из занятий по медиации. И, к слову сказать, диалог, описанный в начале материала, позаимствован именно с него. Дело в том, что на таких семинарах активно используется форма работы, когда участники играют роли: "конфликтующим" сторонам предлагается сценарий, определенные обстоятельства, в которых они выясняют отношения. Третий же участник пробует себя в роли медиатора. Получается не все и не сразу. "Мы учимся на своих ошибках", - говорит своим подопечным Марина Алек-сандровна и по горячим следам объясняет, что не так было сделано или сказано.

Оказалось, для медиатора есть ряд табу. Во-первых, он не должен говорить слова "извините", "простите" и т. д. Медиатор - хозяин положения. Во-вторых, медиатор не имеет права давать советы, рекомендовать, предлагать и тем более настаивать на чем-то. Единственный позволительный вариант - рассказать "поучительный" пример из практики, историю, похожую на предлагаемую ситуацию, и показать, каким образом был решен похожий спор. В-третьих, медиатор должен уравновешивать дисбаланс сил у сторон конфликта, оценивать невербальное поведение и эмоции сторон, проявлять без-оценочное суждение. Что самое главное, чему должны научиться медиаторы? Умение задавать вопросы. Думаете, это проще простого? Но не тут-то было! Как показывает практика, правильно задать вопрос, услышать ответ, проанализировать, найти "зацепку" и задать следующий - достаточно сложно. Многие просто начинают ходить по кругу, спрашивая одно и то же, но с разных ракурсов. Цель же медиатора - с помощью вопросов по существу подвести людей к решению проблемы.

"Медиатором может стать кто угодно, - утверждает Марина Александровна. - Будь то архитектор, врач, психолог или менеджер. Более того: чтобы мирить людей, не нужны углубленные юридические знания (хотя, например, екатеринбургские медиаторы считают иначе)".

Кстати, медиатором может стать лишь человек, имеющий высшее образование, не младше 25 лет, несудимый, не состоящий на гражданской службе и прошедший специальную подготовку. Так что в любом случае в медиацию не приходит абы кто, - это люди с высоким интеллектуальным уровнем развития и определенным жизненным опытом.

Медиатор - профессия творческая, где придется наблюдать, слушать и слышать, быстро реагировать на любые эмоции (а они будут!). Кстати, "провентилировать эмоции" - это еще одна из задач медиатора во время процесса. Конфликтующие стороны при разговоре обязательно должны выпустить пар, высказаться.

Правильно вести себя в разных ситуациях и учат будущих медиаторов на специальных тренингах в рамках курса. Выполняют они и другое занятное упражнение. Одному из участников дают листочек бумаги, на котором записана фраза (пословица, фразеологизм или обычное предложение). Задача остальных участников - не просто правильно задавать вопросы, структурируя полученную информацию, но и работать в команде. Их цель, как вы понимаете, фразу отгадать. Получается такое упражнение не сразу, зачастую вопросы задаются невпопад, но раз за разом они становятся все четче и по существу.

"Применение таких практик помогает нам и в быту, - делятся опытом слушатели курса. - По-другому начинаешь общаться с близкими и друзьями, больше следишь за тем, что говоришь, и слушаешь других. Конфликтов в доме стало гораздо меньше".

Добавим, что это не первые курсы по медиации, которые проводятся в регионе и, думаем, не последние. Так что если вы чувствуете у себя призвание мирить, может, попробуете свои силы в этой профессии?

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Стремились передать чувство радости»

Художники Родионовы – о своих знаковых полотнах

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам