Искания. Начало стиля
Выставка, посвященная 115-летию со дня рождения народного художника России Александра Ивановича Морозова, включает в себя более семидесяти графических и живописных работ.
Эти работы ярко свидетельствуют о том, что рождение стиля Морозова - самобытного, узнаваемого, основанного на глубоко личном переживании жизни, - было стремительным и ярким, а его первые искания нашли свое продолжение в дальнейшем творчестве большого мастера.
Десятилетие после окончания живописного отделения ВХУТЕИНа (1930-1940) стало для Александра Морозова и временем поиска себя в искусстве, и временем физического выживания. С одной стороны, отсутствие жилья и постоянной работы, голод, безденежье, с другой - непреодолимое желание заявить о себе как личности, способной воспринимать и отражать мир по-своему, не так, как должен был делать это молодой советский художник.
Первые результаты самостоятельного живописного опыта воплотились в начатой Морозовым в 1931 году серии работ, получившей позднее название «Искания». Определенным итогом ранних творческих поисков Морозова стала созданная им в 1936-38 годах в Кинешме «Волжская серия», в которую вошло более тридцати полотен. Работы были показаны на персональной выставке Морозова в 1939 году, критики оценили их достаточно высоко. Об их авторе заговорили как о подающем надежды молодом художнике, а его живопись характеризовали как «романтическую, поэтическую, эпически-монументальную, эмоционально-насыщенную».
1930-е годы для Александра Морозова прошли «под знаком живописи». Что касается графики, то она стала основной техникой для уже сложившегося мастера в конце 1950-х годов. Его рисунки, сюжетно и композиционно повторяющие найденные в живописи мотивы и имеющие порой те же названия, что и картины, виртуозно исполнены карандашом, углем, сангиной. Однако, лишенные цветовой интенсивности живописи, они перестают быть «громкими», звучат более спокойно и камерно.
Выставка работает с 24 марта в Ивановском художественном музее (пр. Ленина, 33).